«Проектная деятельность как одно из направлений реализации деятельностного подхода к обучению»
«…Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…». Дьюи
Активные формы и методы обучения - игра, (различные виды игр); - проблемная ситуация; - обучение через проектную деятельность; - групповая и парная проектная работа; - «оценочная» деятельность обучающихся (результат).
Компетенция – это набор ЗУНов, УУД. Компетентность – это качество владения ими.
Что же означает деятельностный подход? наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход искать думать сотрудничать приниматься за дело адаптироваться
Принципы как составная часть деятельностного подхода. принцип субъективности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сензитивных периодов развития; принцип со – трансформации; принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
Деятельность Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1)совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2)Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный, коммуникативный.
Целью проектной деятельности является Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности: - обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - умение анализировать (креативность и критическое мышление); - умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным факторам проектной деятельности относятся: - повышение мотивации обучающихся при решении задач; - развитие творческих способностей; - смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; - формирование чувства ответственности; - создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.
Научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Спасибо за внимание!