Технология организации коллективного взаимодействия школьников
В результате, ученики равнодушны к самому процессу планирования дела Учащимся предлагается уже запланированные классные дела В разработке классного дела участвует только небольшая группа ребят Мнение большинства класса не учитывается
Технология организации коллективного планирования состоит из нескольких этапов: Начальный коллективный анализ Коллективное целеполагание Коллективное планирование Коллективная реализация Конечный коллективный анализ Деятельность коллектива за длительный период действия или подготовка конкретного дела
Начальный коллективн ый анализ Этап формирования коллективного образа « МЫ» Этап формирования коллективного образа « МЫ» Понимание и осознание: «Кто мы ?», « Какие мы ?» Понимание и осознание: «Кто мы ?», « Какие мы ?» Понима ние того, что «вместе мы не случайно и это здорово»
Коллективное целеполагание направлено на создание : Коллективной мотивации На этом этапе важно определить: « Чего мы хотим ?. Зачем мы это будем делать ?» Коллективных ценностей Проявление личной позиции каждого ученика, определение значимости коллектива в жизни каждого ученика
Коллективное планирование совместное чёткое определение будущего процесса деятельности Совместно с классным руководителем учащиеся определяют стратегию совместной работы Учащимся важно не только «что они будут делать, но и как они это будут делать» 123
- это совместная деятельность по воплощению коллективных идей, воплощённых в планировании
Конечный коллективный анализ Совместное подведение итогов коллективной деятельности и результата каждого ученика Высказывания мнений по вопросу «достигли мы успеха, то почему» или « не достигли успеха и тоже почему» 12
Мотивация качественного профессионального роста Степень участия в деятельности, отношение к людям Отношение к профессиональной деятельности в коллективе Планируя таким образом совместную коллективную деятельность учащихся, мы тем самым моделируем поведение учащихся в будущей взрослой жизни:
Логика построения коллективного анализа Определение личного вклада каждого участника дела: « Кому говорим спасибо и почему» 4 Оценка деятельности: « Что мы сделали хорошо, что мы сделали плохо» 2 Выявление причин: «Почему получилось ? Почему не получилось?» 3 Определение новых целей и задач: « Что изменить ? Как изменить?» 6 Создание ситуаций для самоанализа: «Какие выводы я сделал для себя ?» 5 Констатация результатов : « Мы это сделали ! » 1
Общие требования к коллективному анализу: своевременность (нельзя анализировать дело месячной давности) конструктивность ( видеть перспективу изменений каждого и развитие коллектива) эмоциональная положительность (создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность) не формальность ( давать справедливую оценку деятельности) не конфликтность своевременность (нельзя анализировать дело месячной давности) конструктивность ( видеть перспективу изменений каждого и развитие коллектива) эмоциональная положительность (создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность) не формальность ( давать справедливую оценку деятельности) не конфликтность положительная мотивация (на участие в новой совместной деятельности) использование различных технологий оценивающий вклад каждого ученика в общее дело личностно- ориентированность ( каждый ученик должен видеть перспективу своего роста) положительная мотивация (на участие в новой совместной деятельности) использование различных технологий оценивающий вклад каждого ученика в общее дело личностно- ориентированность ( каждый ученик должен видеть перспективу своего роста)
Методика неоконченных предложений Анкетирование с последующим анализом «Открытый микрофон» Собрание Интерактивная игра Подготовка презентации Конкурс рисунков Видео фильм КВН Выпуск газеты Викторина Дискуссионный клуб Защита проекта Аукцион мнений Сочинение, рассказ Вечер при свечах Формы анализа