Эффективные методы и приемы работы социального педагога с семьей
Социально-педагогический паспорт школы-интернат Количество учащихся – 108 из них в начальной школе - 47 Мальчиков-65, девочек - 43 Воспитываются в полной семье (мама, папа) - 48 Воспитываются в семье (мама, отчим) - 23 Воспитываются в семье (папа, мачеха)- 0 Воспитываются матерью - 30 Воспитываются отцом -3 Воспитываются опекунами – 3 Воспитываются в приемной семье - 1 Воспитываются в многодетной семье – 56 учащихся ( 34 семьи) Родители безработные - 44 Родители судимые -2 Родители лишенные родительских прав - 2 Дети – инвалиды – 11 Дети состоящие на учете в ПДН - 5
Проблемные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
Основные формы и методы индивидуальной работы с неблагополучными подростками Личная беседа; Профилактические беседы; Посещение на дому; Контроль посещаемости и успеваемости; Блокирование нежелательных социальных связей; Привлечение к общественно- полезному труду; Помощь в организации досуга; Организация занятости в общественной работе; Создание ситуации успешности; Сотрудничество со службами социальной помощи.
Основные формы и методы индивидуальной работы с учащимися состоящими на внутришкольном контроле: Разъяснительная работа; Деятельно-практический разбор проступка учащегося; Контроль за обязательным принятием справедливых мер и решений; Прогностический контроль за соблюдением режима дня, успеваемостью и посещаемостью; Постоянное поощрение за достигнутые успехи; Вовлечение в кружковую деятельность; Обеспечение постоянной связи с семьей;
Социально-педагогический анализ поступка, выявление причин; Обеспечение тесного контакта с семьей; Блокирование нежелательных социальных связей; Выявление у подростка положительных качеств, способностей и реализация их в общественной и кружковой деятельности; Постоянный контроль за посещаемостью, соблюдением режима дня; Адекватная помощь в учебной деятельности; Поощрение за успех; Просветительская, профилактическая работа по соблюдению законодательства; Основные формы и методы индивидуальной работы с учащимися состоящими на учете в ПДН:
Содержание работы социального педагога с проблемной семьей Изучение динамики развития проблемы семьи; Общая психолого-педагогическая помощь семье; Профилактика асоциально- аморального поведения родителей; Законодательное просвещение; Разносторонняя помощь и поддержка детей в случае обострения проблемы; Участие в рейдах по обследованию ЖБУ; Оказание педагогического сопровождения, медицинской помощи; Оказание необходимой помощи в получении пособий; Оказание благотворительной помощи; Экстренное привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально-аморального поведения родителей
«Школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного.» К.Д.Ушинский
«Если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей» А.Барто
Социально-педагогическая поддержка
Основные роли социального педагога при работе с семьей СОВЕТНИК – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье и школе; КОНСУЛЬТАНТ – консультирует по вопросам семейного воспитания; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье; ЗАЩИТНИК – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, жестокое обращение к детям).
Стоит ли ждать результатов? Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению Серьезные изменения требуют времени В случае временной неудачи – надо вновь анализировать ситуацию. Делать выводы, продолжать работу
Мне говорят: Побереги себя, Всех не спасешь от бед и не накормишь, Бессмысленно ко всем бежать на помощь, На всех смотреть любя. Мне говорят: Чужое не болит, И за чужих детей мы не в ответе. Но разве в мире есть чужие дети? Но разве в мире есть чужие беды?