ГБОУ СОШ 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ п.г.т. УСТЬ-КИНЕЛЬСКИЙ Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 п.г.т. Усть-Кинельский Голованова Г. С.
Большинство школьников не знает о существовании литературных журналов, а примерно половина думает, что они давно перестали выходить. Более того, новейшую литературу не знает не только большинство сегодняшних ребят, но и значительная часть учителей. Отсюда вытекает и актуальность нашей работы.
Суть нашей методической идеи состоит в том, чтобы постепенно включать произведения современной русской литературы в школьный курс обучения. В среднем звене (5-9 классы) рекомендуется проводить уроки по внеклассному чтению, посвященные творчеству того или иного писателя, а в старшей школе (10-11 классы) ввести программу элективного курса «Современная русская литература».
Цель – воспитание литературного вкуса, умения различать «плохое» и «хорошее» в литературе, выработка критериев оценивания литературных произведений.
При отборе произведений для изучения следует учитывать следующие принципы: литературная значимость произведения, его популярность и литературно-критическая оценка; репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя; методическая и культурная традиция; доступность литературного произведения школьникам; «интересность» произведения; стилистическая характеристика языка.
Темы, которые можно рассмотреть на уроках по современной русской литературе: 1) Автобиографизм современной прозы (А. Найман «Рассказы об Анне Ахматовой», Н. Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи», П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»); 2)Неореализм (Л. Улицкая «Медея и ее дети», В. Маканин «Андеграунд»); 3) Военная тема (В. Астафьев «Прокляты и убиты», Д. Рубина «Адам и Мирьям»); 4) Судьба литературы русской эмиграции (А. Солженицын «Россия в обвале», В. Аксенов «Московская сага», С. Довлатов «Заповедник», Д. Рубина «Вот идет Мессия»); 5) Трансформация истории (В. Пьецух «Государственное дитя», Х. ван Зайчик «Плохих людей нет»);
6) Фантастическая и утопическая литература (Л. Петрушевская «Новые Робинзоны», Т. Толстая «Кысь», В. Пелевин «Омон Ра»); 7)Постмодернизм (Вен. Ерофеев «Москва - Петушки», В. Пелевин «Жизнь насекомых»); 8) Концептуализм в современной поэзии (творчество Д.А. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова); 9) Поэтический метареализм (творчество И. Жданова, А. Ефременко, А. Парщикова, В. Павловой); 10)Современная эссеистика (И. Бродский «Письмо Горацию», Б. Парамонов «След»); 11) Возрождение детектива (Б. Акунин «Внеклассное чтение», Д. Донцова «Привидение в кроссовках», А. Маринина «Стилист»); 12) Современная драматургия (И. Вырыпаев «Кислород», Е. Гришковец «Как я съел собаку», «Планета»); 13) Русская литература в Интернете.
Виды ученической деятельности: читательская; репродуктивная; литературно-критическая; креативно-дизайнерская.
Спасибо за внимание !!!