Тезисы пояснительной записки к программе «Сквозной курс байкаловедения с 5 по 7 класс». Составитель: учитель географии, экологии и байкаловедения Аптекина Л.А. Негосударственное общеобразовательное учреждение Православная женская гимназия Православная женская гимназия Иркутск 2007 г.
Цели и задачи сквозного курса байкаловедения Основной целью сквозного курса байкаловедения как обязательного регионального компонента является формирование у подрастающего поколения экологической культуры и ответственности за любые действия, предпринимаемые в окружающей среде, что выдвигает на первое место именно нравственный аспект. Основной целью сквозного курса байкаловедения как обязательного регионального компонента является формирование у подрастающего поколения экологической культуры и ответственности за любые действия, предпринимаемые в окружающей среде, что выдвигает на первое место именно нравственный аспект. Содержание экологического образования характеризуется многокомпонентностью составляющих его элементов. Основные из них - ценностные ориентации, взаимоотношения, знания и умения. Содержание экологического образования характеризуется многокомпонентностью составляющих его элементов. Основные из них - ценностные ориентации, взаимоотношения, знания и умения. В свою очередь, каждый элемент экологического образования располагает своей системой взаимосвязанных структур - задач, которые обеспечивают: В свою очередь, каждый элемент экологического образования располагает своей системой взаимосвязанных структур - задач, которые обеспечивают: - разностороннее и комплексное раскрытие проблем современной экологии Байкала, - разностороннее и комплексное раскрытие проблем современной экологии Байкала, - формирование у школьников экологически ориентированных знаний, навыков и умений, соответствующего практического опыта, - формирование у школьников экологически ориентированных знаний, навыков и умений, соответствующего практического опыта, - и развития эмоциональной сферы. - и развития эмоциональной сферы.
«У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особоым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал... Славен и свят Байкал - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества» ( В.Г.Распутин).
Ведущая цель Ведущей целью сквозного курса байкаловедения является изучение биоразнообразия и основных закономерностей функционирования экосистемы Байкала. Ведущей целью сквозного курса байкаловедения является изучение биоразнообразия и основных закономерностей функционирования экосистемы Байкала. Немалый интерес вызывает знакомство с освоением земли Байкальской и, как следствие, изучение влияния человека на Байкал. Немалый интерес вызывает знакомство с освоением земли Байкальской и, как следствие, изучение влияния человека на Байкал.
Знания, усвоенные в процессе обучения, помогут подготовиться к олимпиадам, определиться с темой исследовательских работ, а также послужат прочной базой экологического воспитания. Знания, усвоенные в процессе обучения, помогут подготовиться к олимпиадам, определиться с темой исследовательских работ, а также послужат прочной базой экологического воспитания. Прогнозируемый результат
Программа сквозного курса байкаловедения Программа сквозного курса байкаловедения с 5 по 7 класс состоит из трех взаимосвязанных блоков: с 5 по 7 класс состоит из трех взаимосвязанных блоков: - 5 класс – «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»; - 5 класс – «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»; - 6 класс – «Живой мир Байкала»; - 6 класс – «Живой мир Байкала»; - 7 класс – «Человек на Байкале». - 7 класс – «Человек на Байкале».
Актуальность сквозного курса байкаловедения Это всестороннее осмысление уникальности нашего края как с точки зрения геологического и исторического прошлого, так и с точки зрения видового разнообразия. По всем этим критериям Байкал прочно занимает первое место среди озер планеты: здесь обитает около 2630 видов и подвидов животных и растений. Флора и фауна отличается глубоким эндемизмом (почти 2/3 всех видов живых организмов), раскрытие его корней и истории имеет важный теоретический интерес. Байкал - одно из древнейших озер мира. Он существует уже около 25 миллионов лет, и нет никаких признаков его старения и когда-нибудь, в обозримом будущем, исчезновения с лица Земли, как исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является центром зарождающегося океана. Байкал – уникальный крупнейший источник чистой пресной питьевой воды км.куб.
Результативность сквозного курса байкаловедения. Результативность сквозного курса байкаловедения. Исходя из основной цели сквозного курса байкаловедения, и решения ряда поставленных задач можно подвести некоторые итоги результативности за пятилетний период 2002 – 2007 года: Исходя из основной цели сквозного курса байкаловедения, и решения ряда поставленных задач можно подвести некоторые итоги результативности за пятилетний период 2002 – 2007 года: С целью разностороннего и комплексного раскрытия проблем современной экологии Байкала, формирования у школьников экологически ориентированных знаний, навыков и умений, выполнены творческие исследовательские работы. С целью разностороннего и комплексного раскрытия проблем современной экологии Байкала, формирования у школьников экологически ориентированных знаний, навыков и умений, выполнены творческие исследовательские работы.
Результативность сквозного курса байкаловедения (исследовательские работы по итогам летнего полевого эколого-туристического лагеря-практикума «Ольхон , 2006», организуемым ДДиЮТ г. Иркутска). 2 место НПК «Тропами Прибайкалья» Бондаренко Анна 9а класс «Улан-Хушинский каньон – уникальный памятник природы острова Ольхон». 2 место НПК «Тропами Прибайкалья» Бондаренко Анна 9а класс «Улан-Хушинский каньон – уникальный памятник природы острова Ольхон». 1 место НПК «Тропами Прибайкалья» и 1 место НПК «Тропами Прибайкалья» и 1 место НПК «Байкальское кольцо» 1 место НПК «Байкальское кольцо» Пашковская Евгения, 6а класс и Дунаевой Надежды, 4б класс «Модификация лиственницы сибирской в условиях подвижных песков бухты Улан-Хушин острова Ольхон». Пашковская Евгения, 6а класс и Дунаевой Надежды, 4б класс «Модификация лиственницы сибирской в условиях подвижных песков бухты Улан-Хушин острова Ольхон». 3 место НПК «Шаг в будущее. Юниор». Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, Савченковой Олеси, Солнцевой Анастасии, Ярошевич Ирины, 5б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы». 3 место НПК «Шаг в будущее. Юниор». Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, Савченковой Олеси, Солнцевой Анастасии, Ярошевич Ирины, 5б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы». 3 место НПК «Шаг в будущее. Юниор». Авторская сказка Дунаевой Надежды, 5б класс «Страж Ольхона». 3 место НПК «Шаг в будущее. Юниор». Авторская сказка Дунаевой Надежды, 5б класс «Страж Ольхона».
Результативность сквозного курса байкаловедения (исследовательские работы по итогам летнего полевого эколого-туристического лагеря-практикума «Ольхон , 2007», организуемым ДДиЮТ г. Иркутска). 1 место НПК «Эврика» (городская). Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, 5б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы». 1 место НПК «Эврика» (городская). Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, 5б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы». 1 место НПК «Шаг в будущее. Юниор.» (областная г. Шелехов). Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, 6б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы». 1 место НПК «Шаг в будущее. Юниор.» (областная г. Шелехов). Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, 6б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы». 3 место НПК «Байкальское кольцо» (областная). Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, 6б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы». 3 место НПК «Байкальское кольцо» (областная). Исследовательская работа Дунаевой Надежды, Куницыной Елены, 6б класс «Уникальным лиственницам сибирским острова Ольхон – статус памятников природы».
Экологический театр «Спасатели Байкала» С целью приобретения практического опыта и развития эмоциональной сферы, с группой учащихся классов Спасатели Байкала подготовлена и показана на городском конкурсе экологических театров презентация экологического театра Экос и спектакли: С целью приобретения практического опыта и развития эмоциональной сферы, с группой учащихся классов Спасатели Байкала подготовлена и показана на городском конкурсе экологических театров презентация экологического театра Экос и спектакли: год - Как спасти Байкал и «День рождения Сибирячка»; год - Как спасти Байкал и «День рождения Сибирячка»; год – «Край мой Благословенный»; год – «Край мой Благословенный»; год – «Страж Ольхона» год – «Страж Ольхона».
Результаты олимпиад 2002 – 2003 учебный год 2002 – 2003 учебный год Округ II – 2 Округ II – 2 Округ III – 6 Округ III – 6 Область II – 2 Область II – учебный год учебный год Округ IV – 1 Округ IV – 1 Округ II – 4 Округ II – 4 Округ III – 3 Округ III – 3 Город II – 1 Город II – – 2005 учебный год 2004 – 2005 учебный год Округ I – 2 Округ I – 2 Округ II – 5 Округ II – 5 Округ III – 3 Округ III – 3 Город I – 2 Город I – 2 С целью углубления теоретических знаний, практических навыков и дальнейшей профориентации группа гимназисток из года в год показывают хорошие и отличные на окружных и городских олимпиадах по экологии и байкаловедению. С целью углубления теоретических знаний, практических навыков и дальнейшей профориентации группа гимназисток из года в год показывают хорошие и отличные на окружных и городских олимпиадах по экологии и байкаловедению.
Результаты олимпиад 2007 – 2008 учебный год 2007 – 2008 учебный год Округ I – 1 Округ I – 1 Округ II– 2 Округ II– 2 Округ III – 2 Округ III – 2 Город I – 1 Город I – 1 Город III – 1 Город III – – 2006 учебный год 2005 – 2006 учебный год Округ I – 3 Округ I – 3 Округ II – 4 Округ II – 4 Округ III – 4 Округ III – 4 Город I – 1 Город I – 1 Город III – 2 Город III – 2 Область II - 1 Область II – 2007 учебный год 2006 – 2007 учебный год Округ I – 2 Округ I – 2 Округ II – 2 Округ II – 2 Округ III – 2 Округ III – 2 Город I – 3 Город I – 3 Город II – 2 Город II – 2 Город III – 1 Город III – 1