Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стратегические цели системы образования Обеспечение консолидации нации Обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства) Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Цель: обеспечение консолидации нации Главная задача: Формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Цель: обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства) Главная задача: Воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Гражданская идентичность Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны Семейные ценности Ценность человеческой жизни Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Задача социокультурной модернизации образования Разработка стандартов образования как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ведущие функции стандарта Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства Инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта на результаты образования Системно-деятельностный подход Стандарт – совокупность трех систем требований Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стандарт как общественный договор: ориентиры развития Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …
Стандарт как общественный договор Следствия Вариативность образования – необходимое условие Разделение ответственности между семьей, обществом и государством Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре образо- вательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований
Стандарт: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Результаты образования – ключевое понятие Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ориентация стандарта на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Ведущие элементы Концепции: Требования к результатам образования Система оценивания Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Требования стандарта могут быть дополнены Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Требования школы Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение
Проекты стандартов начального общего образования Проект рабочей группы Института проблем образовательной политики «Эврика» руководитель А.И. Адамский Проект коллектива под руководством члена -корреспондента РАО А.А. Кондакова и академика РАО А.М. Кузнецова
Общие положения проектов Системно -деятельностный подход Признание ребенка как субъкта познания Учет возрастных возможностей ребенка Продуманность условий реализации стандарта ()
Цели в проекте А.А. Кондакова Развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества
Цели стандарта «Эврики» Способствовать становлению социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира, осознающего образование как универсальную ценность Нет цели, связанной с воспитанием личности.
Портрет выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий свой край и свою Родину Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за поступки перед семьей и школой
Портрет выпускника Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Структура основной образовательной программы в проекте «Эврики» Цели и задачи начального общего образования Планируемые результаты Учебный план Рабочие программы учебных курсов Система оценки достижений планируемых результатов Программы внеурочной деятельности Условия реализации
Основная образовательная программа в проекте А.А. Кондакова Пояснительная записка Цели реализации программы Фундаментальное ядро содержания Планируемые результаты Базисный образовательный план Программа формирования универсальных учебных умений
Продолжение Примерные программы по отдельным предметам Система оценки достижения планируемых результатов Концепция духовно –нравственного Воспитания Программа воспитания Программа формирования ЗОЖ
Базисный образовательный план три раздела: инвариантная часть вариативная часть или региональная внеучебная деятельность, осуществляемая во второй половине дня – до 40 % часов от общего количества
Плани руемые результаты предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и ; метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Новое в предметных результатах Умение осуществлять поиск, анализ, и интерпретацию информации в соответствии с учебной задачей Умение участвовать в учебном диалоге Умение работать с учебными моделями
Метапредметные результаты Принимать и сохранять учебную цель Планировать свое действие Контролировать и оценивать свои действия Использовать знаково- символические средства для создания учебных моделей
Некоторые личностные результаты (А.А. Кондаков) Формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за Родину Становление гуманистических ценностных ориентаций Индивидуальный прогресс в развитии и совершенствовании физических качеств
Результаты в проекте «Эврика» Результаты как присвоенные ключевые компетенции: Предметные ЗУНы Грамотность Ключевые компетенции (или универсальные умения) Социальный опыт
Требования к предметным результатам в проекте «Эврика» Три уровня освоения 1 уровень –освоение деятельности по заданному образцу 2 уровень – освоение деятельности определенных комбинациях 3 уровень – освоение действий в неопределенных ситуациях
О порядке проведения итоговой оценки образовательных результатов В проекте А.А. Кондакова: Порядок устанавливается Министерством образования и науки РФ, а не муниципальными органами управления образованием
Оценка результатов Критериальный подход Процедуры оценивания Формы представления результатов Портфолио ( только в проекте «Эврики») Усиление роли самооценки обучающихся Отслеживание индивидуального прогресса обучающихся
Педагогические технологии Технологии развивающего обучения Проектная технология Технология проблемного обучения Технология индивидуальных образовательных траекторий Игровые технологии ИКТ
Учебные ситуации Особая единица учебного процесса, в которой дети обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные действия, преобразуют его, предлагают свое описание и т.д.
Пример учебной ситуации Букварный период: Утреннее послание детям да доске. Послание выступает как приветствие и как предвосхищение особых событий дня Дети могут читать утреннее послание самостоятельно или с чьей- то помощью
Права образовательного учреждения Формирует содержание рабочих программ Комплекты учебников из федеральных перечней Методических материалов
Условия реализации стандарта Кадровые Финансово –экономические Материально технические Информационные
Апробация стандартов 14 регионов России Ярославская область Ленинградская область Омская область Ставропольский край и другие
Отзывы на форумах об апробации Успешно проходит в школах, работающих по вариативным УМК Сложно – в школах, работающих по УМК «Школа России» Положительные отзывы родителей, учащихся и учителей о внеурочной деятельности
Контакты Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) Факс: (495) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я