1 МБОУ «СОШ 114 Технология мониторинга формирования универсальных учебных действий в начальной школе Н.В. Андросенко, социальный педагог
План Назначение и место мониторинга формирования универсальных учебных действий в начальной школе Организация мониторинга формирования универсальных учебных действий в начальной школе
это система организации сбора, обработки, хранения и распространение достоверной, полной и своевременной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений Мониторинг в образовательном учреждении
Функциональная структура мониторинга это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных основных технологических процессов, посредством которых осуществляется выполнение задач мониторинга и, следовательно, достижения поставленной цели. основные технологические процессы: - сбор первичных данных о состоянии объектов; -статистическая и аналитическая обработка первичных данных; -предоставление информации ее непосредственным потребителям в лице органов управления ОУ для принятия необходимых решений в сфере их компетенции; - хранение собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и (или) электронном носителе в течение установленных сроков; обеспечение доступности указанной информации в течение срока ее хранения для лиц, которым предоставлено право доступа к ней.
Сбор данных А1 Обработка данных А2 Предоставление информации А3 Хранение информации А4 Объекты мониторинга в ОУ Информация от внешних организаций Информация, предоставляемая органам управления образованием Функциональная структура мониторинга Локальные правовые акты (программы, положения, методические и рабочие инструкции и др.), регламентирующие соответствующие процессы мониторинга
Отличия контроля и мониторинга Сущность контроля - ответить на вопросы: - Какие результаты достигнуты? - Кто способствовал достижению? - Как плановые мероприятия обеспечили успех? - Какие меры принять по результатам контроля?
Отличия контроля и мониторинга Сущность мониторинга - ответить на вопросы: - Какие результаты и цена? - Как собирать информацию (методы)? - Как обрабатывать информацию? - Как анализировать информацию? - Какую информацию и как хранить? - Кого и каким образом информировать? - Оценка процесса - Что делать дальше?
Чем мониторинг отличается от внутришколь н ого контроля? Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения. Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля. Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления ДИНАМИКИ изменений
Зачем нужен мониторинг УУД ? Мониторинг формирования УУД – есть общий способ внутренней экспертной оценки формирования универсальных учебных действий для системной и своевременной работы по ее коррекции и совершенствованию. Мониторинг УУДпозволяет решить задачи внутренней и внешней оценки достижения детьми планируемых результатов начального образования с позиций их преемственности.
Общая организация мониторинга формирования УУД 1.определение целей и задач; 2.определение объектов и предмета; 3.формирование показателей (индикаторов) мониторинга; 4.определение форм и порядка сбора, обработки, хранения и представления информации; 5. распределение функций (полномочий) и ответственности между непосредственными исполнителями; 6.распределение материальных, временных и иных необходимых ресурсов.
Ключевые характеристики цели Цель есть выбранный и запланированный результат деятельности. Не желаемый, как часто говорят, а планируемый. Ибо как раз планирование и показывает нам непригодность, недостижимость многих из желаемых результатов. Задачи - конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
12 Определение объектов и предметов мониторинга Для четкого различения объекта и предмета мониторинга необходимо руководствоваться следующим: объектом мониторинга считается то, что существует объективно, самостоятельно, само по себе (люди, здания и помещения, оборудование, процессы и т.д.); предмет мониторинга составляют свойства этих объектов. При этом свойство объекта само по себе не существует, оно неотделимо от объекта.
Цель мониторинга формирования универсальных учебных действий Варианты: Получить объективной информации о состоянии и динамике УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС. Выявить уровень сфомированности УУД в начальной школе. Выявить динамику формирования УУД в начальной школе для своевременной корректировки Программы формирования УУД и оптимизации форм и методов образовательной деятельности. Выявить динамику достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.
Задачи мониторинга формирования универсальных учебных действий Варианты – Отработка механизма сбора информации об уровне сформированности УУД. – Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД. – Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД. – Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования. – Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения. – Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. – Выявление индивидуальной динамики сформированности УУД
Объект мониторинга УУД Варианты: Универсальные учебные действия. Система оценки метапредметных образовательных результатов. Психолого-педагогические условия обучения. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Предмет мониторинга УУД Варианты: Универсальные учебные действия: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные
Особенности системы мониторинга УУД Чёткие критерии оценивания (в точном соответствии с новыми целями образования, определенными ФГОС). Комплексный подход к оценке. Преемственность мониторинга достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Определение динамики промежуточных результатов
Оформление таблиц Таблица 1. Удовлетворенность участников образовательного процесса структурой и содержанием основных образовательных программ Категории участников образовательного процесса Степень удовлетворенности (в %) низкаясредняявысокая Обучающиеся Родители (законные представители) обучающихся Педагогические сотрудники36730 Успешность управленческой деятельности?
Рис.1 Динамика результатов курсовых мероприяти й (линейный график)
Динамика уровня компетентности по разработке и реализации образовательной программы школы (пример гистограммы)
Педагогический коллектив
Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах и конференциях
Социальный паспорт Жилищно-бытовые условия семей Жилищно-бытовые
Готовые диагностические и методические матераилы
Творческих успехов Вам, уважаемые!