Формирование учебно- информационных умений на уроках истории Юркин Виктор Юрьевич, учитель истории
Актуальность. Современные тенденции развития общества Требования государственного образовательного стандарта основного общего образования
В результате изучения истории ученик должен: Уметь работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий); описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников.
Учебно-информационные умения. Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Некоторые направления работы по формированию учебно-информационных умений на уроках истории Работа с историческими источниками Работа с информацией учебника Работа со схемами и таблицами
Работа с историческими источниками Памятка для работы с источником 1. Дайте характеристику историческому источнику: а) автор, б) время создания, в) жанр. 2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты. 3. Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
4. Определите, что преобладает в приведённом фрагменте: исторические факты или художественное описание событий. 5. Обоснуйте, можно ли доверять приведённому фрагменту источника.
Работа с информацией учебника Памятка по работе с информацией учебника 1) Прочитайте текст, представьте мысленно весь материал. 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подберите заголовки, замените главы именами существительными. 4) Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Работа со схемами и таблицами Логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать. В соответствии с ФГОС ООО данные логические операции составляют группу познавательных универсальных учебных действий.
Пример составления схемы на основе информации учебника (военная тематика) ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К ВОЕННОМУ СОБЫТИЮ СОБЫТИЕ (ДАТА) ПОБЕДИВШАЯ СТОРОНА (+ и –) ПРОИГРАВШАЯ СТОРОНА (+ и –)
Выводы: Систематическая работа на уроках истории по составлению схем и таблиц, планов текстов, работа с первоисточниками способствует формированию у обучающихся учебно-информационных умений, что является требованием государственного образовательного стандарта.