Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника. « Здоровье до того превышает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.» Артур Шопенгауэр.
« Пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка – все это роднит людей также как и работа. Если такие люди иногда и поссорятся, то и в соре остаётся уважение друг к другу. Помирить их очень просто.» А.С. Макаренко.
Функции педагогического общения. 1. Информационная. 2. Социально-перцептивная. 3. Самопрезентативная. 4. Интерактивная. 5. Аффективная.
Стили педагогического общения. 1. Авторитарный 2. Попустительский 3. Демократический 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. 5. Общение-дистанция. 6. Общение – устрашение. 7. Заигрывание.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей. 1. Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 2. Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 3. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 7. Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 9. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей 10. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.