Лекция III Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Руководитель Казначейства России Тема: Предпосылки и основные Направления бюджетной реформы в Российской Федерации
слайд 1 (III) СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
слайд 2 (III) Основные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции 1998 г.) четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности участников бюджетного процесса описание процессов составления, утверждения и исполнения бюджетов принцип единства кассы и единого казначейского счета принцип казначейского исполнения бюджета
слайд 3 (III) Принцип единого казначейского счета Хозяйствующие субъекты (счета в коммерческих банках) Единый казначейский счет в Центральном банке ГРБС РБС ПБС уплата налогов оплата товаров, работ, услуг аналитические лицевые счета участников бюджетного процесса счета бюджетных учреждений в коммерческих банках счета налоговых органов в коммерческих банках счета таможенных органов в коммерческих банках процедура санкционирования расходов со стороны ФК информация о ЛБО по кодам классификации отчетность
слайд 4 (III) Схема распределения доходов от уплаты налогов Налогоплательщик Налоговый орган (80+120=200) Счет Федерального казначейства Федер. бюджет Регион. бюджет Муницип. бюджет В результате: =200 пропорция: 30:43:27 (при норме 50:30:20) 80 ед. 120 ед (+50) 24 (+30) Налогоплательщик Налоговый орган Счет Федерального казначейства 200= Федер. бюджет Регион. бюджет Муницип. бюджет В результате: =200 пропорция: 50:(30:20) 80 ед. 120 ед (60-50) 10 (40-30) Участники: н алогоплательщики налоговый орган орган федерального казначейства Условие: налогоплательщик (А) товарной формой исполняет налоговое обязательство в общей сумме 200 ед. в сумме 50 ед. в региональный бюджет, 30 ед. в муниципальный бюджет в денежной форме 120 ед. В бюджетном законодательстве предусмотрен норматив распределения этого дохода в пропорции: 50:(30:20) Обозначения: информация ; - деньги
слайд 2 (II) Экономическая природа бюджета Публично-правовое образование (институциональная единица) Реализация властных полномочий (законы) Участник гражданско-правовых отношений (договора) Публичные активы (налоги) и обязательства (выплаты) Активы от управления имуществом, обязательства вытекающие из договоров Участники отношений с государством (налогоплательщики, граждане, получатели различных социальных выплат, контрагенты по договорам стороной которых является государство) п о т о к д е н е ж н ы х с р е д с т в бюджет институцио нальная единица сектора государстве нного управления институциона льные единицы других секторов экономики
Действующие обязательства Принимаемые обязательства Бюджетные ассигнования в законе о бюджете +== Бюджетные ассигнования (бюджетная роспись) = ЛБО (смета) > Расходные обязательства (бюджетное обязательство – сумма на год) = Денежные обязательства > Расходы бюджета > Закон об исполнении бюджета = = слайд 6 (IV)
слайд 3 (III) Принцип единого казначейского счета Хозяйствующие субъекты (счета в коммерческих банках) Единый казначейский счет в Центральном банке ГРБС РБС ПБС уплата налогов оплата товаров, работ, услуг аналитические лицевые счета участников бюджетного процесса счета бюджетных учреждений в коммерческих банках счета налоговых органов в коммерческих банках счета таможенных органов в коммерческих банках процедура санкционирования расходов со стороны ФК информация о ЛБО по кодам классификации отчетность
слайд 5 (III) Основные изменения, внесенные в Бюджетный кодекс в 2004 году введение института расходных обязательств (ст.65) формирование расходов бюджетов бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления кассовое обслуживание всех бюджетов Федеральным казначейством
слайд 6 (III) Способы предоставления государственных (муниципальных) услуг услуга производится самим государством (муниципалитетом) посредством создания бюджетного учреждения; государство (муниципалитет) «получает» услугу за пределами сектора государственного управления в пользу получателя (реципиента); государство (муниципалитет) передает получателю (реципиенту) часть финансовых ресурсов с тем, чтобы он самостоятельно выбрал себе поставщика этой услуги.
слайд 5 (III) Основные изменения, внесенные в Бюджетный кодекс в 2004 году введение института расходных обязательств (ст.65) формирование расходов бюджетов бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления кассовое обслуживание всех бюджетов Федеральным казначейством
Уполномоченный орган Орган Федерального казначейства Субъект РФ (муниципальное образование) Счета управления Федерального казначейства для учета средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) Головной расчетно-кассовый центр Поступления Денежные средства Исполнение платежных документов (оплата услуг, договоров) Денежные средства Выписки Платежные документы Платежные документы Выписки Кассовое обслуживание бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) слайд 7(III)
слайд 8 (III) Этапы бюджетной реформы в Российской Федерации 1 этап ( гг) – укрепление системы исполнения бюджета, составление достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета 2 этап (2004 по н.вр.) – приведение в соответствие обязательств публично-правовых образований с их финансовыми возможностями 3 этап 2007 год – переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита