Типы и стили семейного воспитания
Условия развития личности ребенка Личность ребенка Детско- родительские отношения Требовательность, Любовь, доверие, контроль. радость и удовольствие общения. Защита, безопасность
Конфликты в семье
Родительские отношения с ребенком и контроль за поведением
Основные типы семейных взаимоотношений Диктат Системати- ческое подавление инициативы и чувства собственног о достоинства Опека Удовлетвор ение потребнос- тей ребенка и ограждение его от трудностей «Невмешательство» Признании целесообраз- ности независимого существова- ния взрослых и детей Сотрудничество Признание совместной деятельности для достижения общих целей, высокие нравственные ценности
Стили семейного воспитания Разумный контроль не раздражает, прислушивается к объяснениям..Формирование взрослости проходит без особых переживаний Демократический – стиль « согласия» Неуверенные в себе, приспосабливаются к стилю, менее самостоятельные. Неизбежна полная потеря контакта. Авторитарный – стиль « подавления», высокая требовательность и отвергающее отношение Поведение не контролируемое. Дети нуждаются в опоре, должны видеть образец взрослого, на которого можно было бы ориентироваться Попустительский – ребенок предоставлен сам себе Несамостоятельность, пассивность, трудность в общении со сверстниками Гиперопека- излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью
Педагогические стили в семьях, не справляющихся с воспитанием детей Попустительски- снисходительный – « все дети такие»- изменить самоуспокоенность родителей, заставить всерьез реагировать на проблемы ребенка. Демонстративный- рассказывают всем о проступках детей, преувеличивая степень опасности – отсутствует раскаяние, самоконтроль у детей, происходит озлобление Педантично- подозрительный –родители не верят детям, тотальный контроль / свободное время, интересы друзья/, изоляция Жестко- авторитарный – родители злоупотребляют физические наказания. Дети агрессивны, обижают младших. Работа органов профилактики/ убеждение, административная ответственность/ Увещевательный- родители уговаривают, объясняют. Дети «садятся на голову» – твердость и убеждение в отношении родителей и детей Отстраненно- равнодушный- мать занята своей личной жизнью. Подростки воспринимают стороны учителя доброжелательное отношение, относятся с доверием и благодарностью. « Кумир в семье»-поздние дети. Формируется эгоцентризм, эгоизм- родители первые жертвы. Непоследовательный –отсутствует последовательная воспитательная тактика- подросток неуправляем, пренебрегает мнением старших.
Педагогическая поддержка проблемным семьям Просвещение и обучение родителей способам правильного общения с детьми Проблемы в воспитании Восстановление благоприятного стиля в семье