Source: Алексей Полещук Заместитель генерального директора Государственная политика в области повышения энергоэффективности экономики России
2 Соисполнители Программы Система управления Государственной программой РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» авительственная комиссия по вопросам топливно- энергетического комплекса ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы Рабочая группа по энергоэффективности Минэкономразвития России Координация исполнения программы в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности социального сектора Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации Минэнерго России (ответственный исполнитель Программы) Межведомственный координационный совет по реализации Программы Общая координация реализации Программы Решения об объёмах софинансирования региональных программ Решения о предоставлении государственных гарантий Рабочая группа по энергоэффективности Отчетность по исполнению Программы Координация по направлению сокращения энергопотребления и нормотворчеству Координация и контроль Минрегион России Координация исполнения программы в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности ЖКХ и муниципальной инфраструктуры Минпромторг России Координация исполнения программы в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности в промышленности Минфин России Координация исполнения программы в части выделения субсидий и госгарантий Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики
3 Система управления Государственной программой РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» Правительство Российской Федерации Межведомственный координационный совет Межведомственный координационный совет Минэконом- развития России Минэконом- развития России Минпромторг России Минрегион России Минобрнауки России Минфин России Исполнители Субъекты РФ Предприятия Минэнерго России – ответственный исполнитель программы Информационное сопровождение, анализ заявок, подготовка конкурсной документации, формирование отчетов, расчет целевых показателей и др. Соисполнители программы Госзаказ Субсидии Госгарантии РЭА – оперативное управление программой
4 Оперативное управление Государственной программой РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» ФГБУ «РЭА» осуществляет выполнения следующих функций: 1)сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы 2)подготовка проектов планов реализации на предстоящие финансовые годы 3)обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями 4)организация независимой оценки показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям Программы 5)формирование аналитической информации о реализации мероприятий Программы и подготовка отчетности о реализации Программы 6)внедрение информационных технологий и обеспечение их применения в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов …, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы, осуществление информационного обеспечения специализированного сайта в сети Интернет 7)осуществление технологического, информационного, консультационного и экспертного сопровождения реализации Программы и информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
5 Выделение федеральных субсидий позволит: -стимулировать регионы для выполнения обязательных мероприятий; -повысить качество и исполняемость региональных программ; -создать здоровую конкуренцию между субъектами; -инициировать разработку инвестиционных проектов в области повышения энергоэффективности. Субсидии субъектам Российской Федерации ПРИЕМ ЗАЯВОК ПРИСВОЕНИЕ РЕЙТИНГА РАССМОТРЕНИЕ РЕШЕНИЕ Исполнитель программы Принимает предварительные заявки на экспертизу готовности субъектов к реализации региональных программ Принимает заявки на участие в отборе, осуществляет их экспертизу и принимает решение о допуске к отбору либо отказе в допуске (в срок до г. субъекты, получившие отказ могут устранить замечания и подать повторную заявку) Формирует рейтинг субъектов в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности Готовит экспертно-аналитические материалы для межведомственной комиссии (до г) Осуществляет проверку и анализ предоставленных документов на соответствие установленным требованиям (в течение 3-х рабочих дней) Принимает решение о софинансировании или об отказе в его предоставлении (в течение 5 рабочих дней) Межведомственный координационный совет
6 Показатели, характеризующие готовность субъекта Российской Федерации к реализации региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: 1.Степень готовности субъекта Российской Федерации к работе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 2.Эффективность региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и эффективность использования средств бюджета субъекта Российской Федерации 3.Проработанность внебюджетных источников финансирования 4.Уровень социальной поддержки 5.Уровень информационной поддержки и обучения, определяемый исходя из наличия в программе мероприятий по организации обучения специалистов государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) служащих в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 6.Содействие снижению негативного воздействия на окружающую среду Готовность субъекта РФ к реализации региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
7 Анализ готовности субъектов к участию Государственной программе повышения энергоэффективности до 2020 года
8 Индекс активности в разрезе федеральных округов
9 Типовые ошибки региональных программ Типовые ошибки региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности по составу и содержанию программ Отсутствует полноценный анализ текущей ситуации (индикаторы, показатели, экономическая оценка мероприятий) Не определены источники и механизмы привлечения внебюджетных средств Наличие муниципальных программ и программ бюджетных объектов, порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов федерации в местные бюджеты Наличие синхронизации региональной программы с муниципальными, программами регулируемых организаций и крупных энергопотребителей Наличие системы управления программой и системы мониторинга программы Наличие в программе раздела по поддерживающим мероприятиям (НПА, обучение, пропаганда энергосбережения) Наличие в региональной программе отраслевых разделов наполненных мероприятиями, наличие соглашений с регулируемыми организациями и крупными энергопотребителями
10 Инструменты реализации Программы 1.Софинансирование лучших региональных программ повышения энергоэффективности 2.Предоставление предприятиям госгарантий по кредитам на реализацию проектов в области повышения энергоэффективности (в рамках долгосрочных целевых соглашений) 3.Создание Государственной информационной системы в области повышения энергоэффективности (мониторинг ситуации) 4.Обучение лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности (исполнительная власть, бюджетные и коммерческие организации, население), формирование бережливой модели поведения населения 5.Методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности (НИР)
11 Ежегодные расходы федерального бюджета – 7 млрд. руб. (на период 2011–2013 годы) годы - всего В том числе: годы - всего 2011 год2012 год2013 год Общие затраты по Программе:9532,41909,1540,1611,0758,0 региональные бюджеты (6,6% от общих затрат)625,3103,230,332,740,2 внебюджетные средства (92% от общих затрат)8771,91784,9502,8571,3710,8 расходы федерального бюджета (1,4% от общих затрат), в т.ч.: 135,221,07,0 Субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию программ энергосбережения и повышения энергоэффективности 124,616,765,285,705,78 Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (создание и эксплуатация Государственной информационной системы в области энергоэффективности) 2,21,120,680,250,19 Софинансирование образовательных мероприятий 2,30,750,25 Формирование бережливой модели поведения населения 4,11,560,500,53 Общепрограммные расходы (обеспечение реализации программы) 0,40,100,040,03 НИР (методологическое и нормативное обеспечение) 1,60,690,250,22 Предоставление государственных гарантий 303,030,010,0 Объёмы финансирования мероприятий Программы (млрд. руб., в ценах соответствующих лет)
12 Государственная информационная система в области повышения энергоэффективности обеспечивает: Повышение эффективности государственных мероприятий (контроль обязательных мероприятий по повышению энергоэффективности, совершенствование законодательства и методологии, мониторинг мероприятий Программы) Стимулирование развития рынка повышения энергоэффективности за счёт информационного обмена (энергосервис, энергоаудит, производство энергоэффективной продукции) Выявление и тиражирование лучшего международного и российского опыта (ведение реестра наиболее результативных мероприятий, ускорение реализации и удешевление мероприятий) Содействие приобретению и использованию энергоэффективной продукции (ведение реестра энергоэффективной продукции, в т.ч. для использования при государственных закупках) Популяризация энергосбережения (информационное обеспечение участников процесса повышения энергоэффективности)
13 Структура Государственной информационной системы в области повышения энергоэффективности Минэнерго России ФСТ России ~ 70 СРО ~2 000 Энергоаудиторов ~2 000 Энергоаудиторов ~20 тыс. Муниципальных администраций ~20 тыс. Муниципальных администраций ~ 500 Энергосервисных компаний ~ 500 Энергосервисных компаний ~ 10 тыс. Управляющих компаний, ТСЖ ~ 10 тыс. Управляющих компаний, ТСЖ ~ 5 тыс. Регулируемых организаций 83 Региональные администрации 83 Региональные администрации Росстат ~50 ведомственных информационных баз ~500 тыс. Бюджетных организаций ~500 тыс. Бюджетных организаций ~ 2 млн. Объектов ЖКХ ~ 2 млн. Объектов ЖКХ Более 500 тыс. энергопаспортов Информационно-аналитическое обеспечение в области энергоэффективности Информационное общество
14 В рамках Госпрограммы планируется обучение – до 125 тыс. человек ежегодно Количество ответственных за энергоэффективность – более (~5000 в каждом субъекте РФ) Софинансирование (~50%) за счёт Государственной программы Средняя стоимость обучения ответственных за повышение энергоэффективности ~4000 рублей Периодичность обучения – не реже 1 раза в 3 года Обучающие центры создаются на базе существующих учебных заведений Ответственные в муниципалитетах Ответственные на бюджетных объектах Ответственные в сфере ЖКХ Повышение квалификации преподавательского состава (с использованием зарубежного опыта) Население
15 Методическое обеспечение Госпрограммы Разработка и внедрение технических регламентов и стандартов в области энергоэффективности Анализ лучшего опыта применения новейших технических и организационных решений и подготовка рекомендаций по их тиражированию Исследование и адаптация международного опыта в области энергоэффективности Разработка новых механизмов экономического стимулирования реализации мероприятий Программы Совершенствование программ обучения специалистов
16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!