1 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей
2 Каждый модуль включает четыре раздела 4 класс: Россия наша Родина. Основы религиозных культур и светской этики. (ч.1) Основы религиозных культур и светской этики(ч.2) Духовные традиции многонационального народа России
3 Первый раздел «Россия наша Родина» занимает всего 1 урок. Он задаёт тон всем остальным. Особенность его - на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.
4 Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям
5 на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
6 Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна культура многонационального народа России.
7 Нормативно-правовое обеспечение введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 1.Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 Пр-2009 в целях введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ). 2.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ». 3.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ». 4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации». 5.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от МОН-П-1973 «О проекте доклада Президенту Российской Федерации». 6.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ». 7.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от МД-1446/03 «Об оказании стажировочными площадками консультативной и методической помощи регионам, не участвовавшим в апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ».
8 Нормативно-правовое обеспечение введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» Протоколы заседаний Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса ОРКСЭ для общеобразовательных учреждений: - от 7 декабря 2009 года 1– определена структура комплексного учебного курса ОРКСЭ; - от ; - от ; - от ; - от 19 сентября 2011года 7– подведены итоги апробации и готовности регионов к введению с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ. Протокол Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 4 октября 2011 года 1 (61) – рассмотрен вопрос о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросы, связанных с преподаванием ОРКСЭ.
9 Организация работы по выбору модуля в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Письмо министерства образования Нижегородской области от /11 «Об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ». С целью ознакомления с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией изучения, обеспечения свободного и компетентного выбора родителями одного из шести модулей курса ОРКСЭ: -проведены родительские собрания по вопросам введения нового комплексного учебного курса ОРКСЭ; -организованы встречи родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы; - организованы индивидуальная консультационная работа с родителями обучающихся, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.
10 Приказ министерства образования Нижегородской области от а «О создании рабочей группы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
11 Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. 84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
12 ПРИКАЗ Минобрнауки России г. N 69 О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённых приказом Министерства образования Российской Федерации от ПРИКАЗ Минобрнауки России г. N 74 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
13
14 БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебные предметы 4 кл Обязательная нагрузка +1ч Школьный компонент Факультативные,групповые и индивидуальные занятия -1ч Максимальный объём учебной нагрузки 26ч
15 Конфессии, участвующие в реализации курса ОРКСЭ Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви Духовное управление мусульман Нижегородской области Еврейская община Нижегородской синагоги Буддийский центр Алмазного Пути Школы Карма Кагью г. Нижнего Новгорода
16 Результаты выбора модуля в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
П Р О Е К Т ВВЕДЕНИЕ КУРСА ОРКСЭ В ВАДСКОМ РАЙОНЕ Гипотеза проекта: реализация проекта позволит преодолеть трудности внедренческого периода
18 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА- обеспечить подготовку и введение курса ОРКСЭ в ОУ района ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Внесение изменений в нормативно-правовую базу Обеспечение координации взаимодействия КС с ОУ, родителями и представителями конфессий Обеспечение кадровой подготовки Обеспечение программой, УМК, методическими рекомендациями Информирование общественности Мониторинг готовности к введению курса ОРКСЭ в ОУ района Вадский муниципальный район
19 Ресурсная база проекта Кадровые ресурсы: муниципальная команда по внедрению курса ОРКСЭ Учителя – тьюторы Учителя, преподающие предметы духовно- нравственного цикла Информационные ресурсы: фонд и каталоги библиотеки, Интернет-сайты Организационные ресурсы: Наличие базовых площадок по духовно- нравственному воспитанию в образовательных учреждениях района, в первую очередь это школы, внедряющие в образовательный процесс программу «Истоки» Вадский муниципальный район
20 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСРОКИ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ 1. Нормативно- правовое обеспечение введения учебного курса «ОРКСЭ» Формирование нормативно-правовой базы: Приказы по УОМП «О введении ОРКСЭ в Вадском районе» «Об утверждении состава рабочей группы», «Об утверждении плана мероприятий подготовки введения курса», «О проведении курсов по ОРКСЭ для учителей школ района» «О проведении мониторинга введения ОРКСЭ» «О внесение изменений в должностные инструкции, « О внесении изменений в положение об оплате труда», «О внесении изменений в положение о системе оценки» Февраль 2012 Координатор УОМП Администрация школ 2. Организационно управленческая деятельность Обеспечение координации деятельности по введению ОРКСЭ: Создание РГ Координация деятельности РМО учителей, преподающих предметы духовно-нравственного цикла Создание системы взаимодействия с представителями конфессий Февраль 2012 Координатор УОМП Администрация школ 3. Организационно педагогическая деятельность Разработка инструментария для диагностики проблем введения Организация внутреннего обучения учителями - тьюторами: Проведение тематических педсоветов Проведение заседании РМО Март - август 2012 Координатор УОМП Администрация школ План реализации проекта введения курса ОРКСЭ Вадский муниципальный район
21 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСРОКИ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ 4.4. Учебно-методическое обеспечение Обеспечение ОУ: программой курса ОРКСЭ, УМК, методическими рекомендациями Февраль-август 2012 Координатор УОМП Администрация школ 5.5. Информационное обеспечение Информирование и просвещение общественности через: родительские собрания, публикации в СМИ, размещение информации на сайтах школ и УОМП Март- август 2012 Координатор УОМП Администрация школ 6.6. Мониторинг введения курса Мониторинг уровня готовности (карты самооценки) Мониторинг отношения родителей к введению курса Мониторинг готовности учителей к введению курса Май-август 2012 Координатор УОМП Администрация школ План реализации проекта введения курса ОРКСЭ Вадский муниципальный район