Современная школьная библиотека– одно из условий реализации ФГОС общего образования
Введение ФГОС общего образования Обязательное введение Последовательно Начальная школа - с 2011 года Основная школа - с 2015 года Старшая школа - с 2020 года Во всех школах Российской Федерации По мере готовности ОУ По ступеням образования Начальная школа - с 2010 года Основная школа - с 2012 года Старшая школа - с 2013 года На основании критериев готовности 2
Требования ФГОС воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению соответствует требованиям стандартов Формирование грамотного, компетентного читателя, который сможет ориентироваться в многообразии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет использовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения свих информационных и читательских потребностей 3
ФГОС общего образования 24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся 4
26. Библиотека в условиях реализации ФГОС информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно- популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. 5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПИСЬМО от 19 апреля 2011 г В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. Директор Департамента Е. Низиенко 6
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся: 3) обеспечение прав на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных ОО посредством предоставления субвенций местным бюджетам в том числе на приобретение учебников и учебных пособий
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 27. Структура образовательной организации 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, (… библиотеки, музеи, спортивные клубы, школьные спортивные клубы, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 20) бесплатное пользование библиотечно- информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания 1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Требования к оснащенности учебного процесса ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 октября 2010 г. N 986 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ МИНИМАЛЬНОЙ ОСНАЩЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ»
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы 13 Учебно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой…
Главные задачи школьной библиотеки обеспечить доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвовать в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействовать формированию информационной компетентности обучающихся, совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии
Оснащенность школьных библиотек Комплект компьютерной техники с обязательным выходом в интернет Фонд учебной литературы: учебники и учебные пособия на бумажных и цифровых носителях Основной (документный) фонд
Основной (документный) фонд школьной библиотеки Основной (документный) фонд является универсальным по содержанию и видам и типам изданий (книги, периодические издания, электронные документы, CD-ROM, DVD, базы данных, Интернет). Основной (документный) фонд должен отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и подростков, педагогов, воспитателей с учетом профилизации общеобразовательного учреждения
Основной (документный) фонд школьной библиотеки В состав основного (документного) фонда обязательно должны входить справочные издания: универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари. Краеведческие и учебные справочники, атласы и др.
Основной (документный) фонд школьной библиотеки Существует ряд рекомендаций о достаточной книгообеспеченности на одного читателя. Для школьных библиотек оптимальным является ориентировочный показатель (без учебников) – на 1 ученика документов художественно- познавательного фонда
Основной (документный) фонд школьной библиотеки Основной (документный) фонд школьной библиотеки формируется, исходя из рекомендованных нормативов обеспеченности каждого учащегося программной литературой: 1. Для программного изучения – одна книга на двух учащихся. 2. Для внеклассного чтения в 1-4-х классах – одна книга на трёх учащихся. 3. Для обзорного изучения, внеклассного чтения и факультативных занятий в 4-11-х классах – одна книга на пять учащихся.
Основной (документный) фонд школьной библиотеки Типовой состав основного (документного) фонда традиционно распределяется следующим образом: -Художественная литература – 60 %; -Научно-популярная – 30 % - Справочная – 10 %.