Тематический педсовет. На тему На тему «Организация учебно- воспитательного процесса в условиях личностно процесса в условиях личностно ориентированного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно- ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием.
Advertisements

НИПКиПРО КУРСЫ «Личностно-ориентированное образование» Руководитель: Т.В. Смолеусова 2010 г.
Самостоятельные технологии разноуровневое обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество, сотрудничество, коллективное взаимообучение, коллективное.
Евстифеева Н.В., руководитель РМО классных руководителей 2009 г.
«Личностно – ориентированная технология обучения» учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ ЦО Ларина Людмила Николаевна.
Организация учебно-воспитательного Организация учебно-воспитательного процесса в условиях интеграции процесса в условиях интеграции традиционного и личностно-
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Интерактивные методы и средства обучения. Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания,
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Интерактивные методы обучения в начальной школе Из опыта работы учителей начальной школы МОУ СОШ 15 им. Г. Е Николаевой г. Томска.
Личностно – ориентированный урок: конструирование и диагностика Пятницкая школа Завуч: Смирнова С.Н.
Личностно-ориентированное обучение в школе Лев Николаевич Толстой – один из основоположников личностно- ориентированного подхода.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Тема : Внедрение технологий личностно- ориентированого обучения и воспитания в режиме «Школы полного дня»
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Транксрипт:

Тематический педсовет

На тему На тему «Организация учебно- воспитательного процесса в условиях личностно процесса в условиях личностно ориентированного обучения»

«Не нужно доказывать, что образование самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны». Н. Г. Чернышевский

Тенденции современного общества: общее снижение культурного уровня населения, общее снижение культурного уровня населения, разрушение культурной среды, разрушение культурной среды, утрата культурных смыслов утрата культурных смыслов образования. образования.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений Учителя с детьми Учителя с детьми Детей друг с другом Детей друг с другом Каждого ребёнка с учителем Каждого ребёнка с учителем Ученика с коллективом Ученика с коллективом

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию - открыл в себе энергию познания, постоянного познания, постоянного стремления к получению новых знаний. стремления к получению новых знаний.

Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Становление образа человека образование – образование – образованность – образованность – интеллигентность интеллигентность

Образование - процесс вооружения учащихся - процесс вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками знаниями, умениями и навыками

Образование - становление человека, - становление человека, обретение им своего индивидуального человеческого образа. обретение им своего индивидуального человеческого образа.

Образовать человека значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания». состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания».

Тенденции развития современных теоретических основ педагогики: * меняется общий взгляд на образование, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников; * изменяется представление о личности учащегося, способной к рефлексии, саморегуляции; личность ученика становится системообразующим началом;

Тенденции развития современных теоретических основ педагогики: * подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним закрепляется статус субъекта образования; * главная цель образования - создание условий для развития и осознания учеником личностных способностей.

Тенденции развития современных теоретических основ педагогики: * в педагогику активно проникают результаты исследований психологических механизмов развития личности; * наряду с социализацией важное значение придается стремлению к самореализации и саморазвитию.

Основные образовательные процессы ЛОО: Образование личностных смыслов учения и жизни; Образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; воспитание как забота о духовно- нравственном развитии ученика. воспитание как забота о духовно- нравственном развитии ученика.

Основные человекообразующие функции гуманитарная гуманитарная культурообразующая культурообразующая социализации социализации

гуманитарная суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней. Средствами реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество; суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней. Средствами реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;

культурообразующая которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой (в том числе и национальной) культуры; которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой (в том числе и национальной) культуры;

социализации которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно механизмами реализации этой функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения. которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно механизмами реализации этой функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Личностно-ориентированный подход та методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности та методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности

Результаты мониторинга теоретических представлений педколлектива в области традиционной и личностно- ориентированной педагогики Результаты мониторинга теоретических представлений педколлектива в области традиционной и личностно- ориентированной педагогики

Методы и формы организации личностно-ориентированного обучения Методы и формы организации личностно-ориентированного обучения развивают навыки анализа информации, самообучения развивают навыки анализа информации, самообучения стимулируют самостоятельную работу учащихся стимулируют самостоятельную работу учащихся формируют ответственность за свой выбор; опыт самоорганизации; становление ценностей формируют ответственность за свой выбор; опыт самоорганизации; становление ценностей

самостоятельные технологии разноуровневое обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество, сотрудничество, коллективное взаимообучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение. модульное обучение.

технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

Технология разноуровнего обучения малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Технология сотрудничества В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Технология коллективного взаимообучения Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную.

Статистическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четырех учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям собеседника. Выбирают четырех учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям собеседника.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания, постоянного познания, постоянного стремления к стремления к получению новых знаний. получению новых знаний.

Технология педагогических мастерских Сущность: специально организованное педагогом- мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания

Технология коллективной мыследеятельности Сущность: развить ученика, его потребности, способности и тем самым научить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно

Технология организации проектной деятельности Сущность: стимулировать интерес учеников к проблемам, для решения которых необходимы определённые знания, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний стимулировать интерес учеников к проблемам, для решения которых необходимы определённые знания, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний

Технологии модульного обучения Сущность: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем

Обучение в сотрудничестве как элемент личностно – ориентированной педагогики

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств Воспитание лидерских качеств

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Умение работать с командой и в команде Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Конструирование учебной ситуации предполагает использование базовой технологии – обучение сотрудничестве

Ошибки – это индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, дополнительной практике

Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее: - академические успехи; - интеллектуальное развитие; - нравственное развитие.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе

Метод обучения в команде как вариант обучения в сотрудничестве

1. « Награды» команды получают одну на всех в виде балльной оценки Обучение в команде сводится к трем принципам:

2. «Индивидуальная» ответственность каждого ученика (успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу) Обучение в команде сводится к трем принципам:

3. Равные возможности для достижения успеха (каждая команда получает задания разного уровня. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться) Обучение в команде сводится к трем принципам:

Работа в командах может включать в себя все виды учебной деятельности: - самостоятельная; - индивидуальная; - групповая; - исследовательская.

Разновидностью обучения в команде является командно- игровая деятельность

Результат такой деятельности: - влияет на результат групповой и коллективной работы; - вбирает в себя результаты работы других членов группы и всего коллектива.

Проблема мотивации учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Обучение в сотрудничестве предусматривает уровни общения: - учащихся друг с другом; - учащихся с учителем.

Задача учителя: - определить методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.

Универсальные черты личностно- ориентированной технологии : сотрудничество, сотрудничество, диалогичность, диалогичность, деятельностно-творческий характер, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ученика, поддержка индивидуального развития ученика, предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения, предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся. сотворчество учителя и учащихся.

Требования к учителю: ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству; ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; гуманная педагогическая позиция; забота о духовном и физическом здоровье учащихся; забота о духовном и физическом здоровье учащихся; умение создавать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение создавать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владение педагогическими технологиями личностно-развивающей направленности; владение педагогическими технологиями личностно-развивающей направленности; забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика. забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика.

Психолого-педагогические аспекты в системе личностно- ориентированного обучения

2 Педагогические закономернос- ти обучения и воспитания 1 Закономернос -ти психического развития ребёнка 3 Логика и особенности учебного предмета

получает возможность взглянуть на себя, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других; получает возможность взглянуть на себя, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится продуктивному общению. учится продуктивному общению. Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик:

Цель личностно-ориентированного образования: - не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.

Правила личностно- ориентированного образования 1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. 2. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.

Правила личностно- ориентированного образования 3. Формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения. 4. Исключить методы, унижающие личность. 5. Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями.

Правила личностно- ориентированного образования: 6. Поддерживать эмоциональное благополучие ученика, учитывать его состояние и настроение. 7. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении. 8. Помогать обнаруживать ошибки.

Правила личностно- ориентированного образования: 9. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты. 10. Постоянно напоминать ученику, чего от него требуют, каким хотят его видеть.