г.
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
2) Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области (сменный мастер, мастер сборочного цеха, работать мастером); 4) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле (мастера искусств, спорта, мастер – золотые руки). 3) Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать (мастер на выдумки, мастер рассказывать); 1) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области (часовых дел мастер, скрипичный мастер);
А. Дистервег: «Педагог – мастер имеет развитые познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя. Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности». Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».
Высокий уровень общей и педагогической культуры Гуманистическая направленность Профессиональные качества Система профессиональных знаний, умений Творчество и педагогические способности Основа педагогического мастерства. Условие педагогического творчества. Условие эффективности и качества учебно- воспитательного процесса. Средство успешной самореализации педагога. Человек– абсолютная ценность. Идеалы. Интересы. Система ценностей. Гуманистический стиль. Гуманистические отношения. Гражданственность Патриотизм. Интеллигентность. Духовно – нравственная культура. Любовь к детям. Трудолюбие и работоспособность Ответственность. Технологическая компетентность. Знания: Философские. Социальные. Психолого- педагогические. Дополнительные. Умения: Диагностические. Коммуникативные Организаторские. Исследовательские Проектировочные. Дидактические. Конструктивные. Перцептивные. Экспрессивные. Организаторские Творческие. Эмоционально – ценностные и т.д.
Педагогическое мастерство Знания и педагогический опыт Личность педагога
Единых педагогических целей. Высокой трудовой дисциплины. Ответственности и авторитетности каждого учителя. Бесстрашного отношения к трудностям и противоречиям педагогических поисков. Принципиальности педагогических дискуссий и научных споров. Признания лидерства лучших учителей и неприятия иллюзорного лидерства.
Мастерство педагога Мастерство владения педагогической техникой. Мастерство убеждения; Мастерство передачи знаний и формирован ия опыта деятельности ; Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбирать правильный стиль и тон в общении с учащимися; умение управлять вниманием; чувство такта, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.
Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения; Организация учебной деятельности учащегося; Владение содержанием и дидактической организацией образования; Организация и осуществление профессионально- педагогической деятельности в процессе обучения; Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).