Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Программа модернизации российского образования Презентацию подготовила М.Ярославцева, зав. лабораторией педагогической диагностики, МОУ «Экономико-математический лицей 29», г. Ижевск
осуществление процесса развития личности усвоение системы знаний, умений, навыков, стремление к познанию обеспечение внутренней мотивации к учению, рефлексии и критического мышления стремление к непрерывному самообразованию в учебной и профессиональной деятельности
Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Интегрированным результатом освоения основных общеобразовательных программ является уровень компетентности выпускника, необходимый и достаточный для обеспечения возможности полноценного развития личности учащегося. Стандарты второго поколения
Придаёт результатам образования социально и личностно значимый характер. Обеспечивает более прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области. Создаёт возможности для дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний. Существенно повышает мотивацию и интерес к учению. Обеспечивает условия для личностного и общекультурного развития.
Установление соответствия между общеучебными навыками и компетентностями Соотнесение уровней компетентности и мыслительной деятельности учащихся Формулирование требований к составлению и содержанию компетентностно- ориентированных заданий Разработка и проведение надпредметных работ по проверке степени сформированности компетентностных качеств Проведение мониторинга освоения компетентностных качеств и ключевых компетентностей учащимися Разработка и проведение компетентностных уроков Создание схемы анализа компетентностного урока с целью определения компетентностного пространства урока
ученик необходимость мотивации сам ставит цель учебной деятельности сам проектирует средства её достижения сам оценивает результаты и корректирует свои действия возможность измерения результата
личностно и социально-значимая проблематика способствует актуализации приобретённых знаний методическая переработка учебного материала требует от учителя гибкого сочетания различных методик системное использование компетентностных заданий обеспечивает развитие надпредметных навыков
превращение урока в образовательную ситуацию для учащихся переход от планирования к сценированию учебного занятия изменение организации урока самостоятельное применение знаний и навыков деятельностно-практическая направленность заданий личностно-ориентированное содержание информации изменение организации деятельности учащихся гибкое применение способов и методов обучения выстраивание субъект-субъектных отношений с учащимися готовность к интеграции педагогических технологий изменение требований к учителю
Существует в форме деятельности, а не информации о ней Представляет осознанное, а не механическое применение знаний и навыков Проявляется при решении не только учебных, но и жизненных ситуаций Обеспечивает развитие и совершенствование способов деятельности Является интегрированным образовательным результатом