Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Знаниевая парадигма Деятельностная парадигма универсальные способы деятельности личностный опыт компетентности навыкизнания
Системно-деятельностный подход Обучение естественное развитие = зона актуального развития. Развитие обучение = зона ближайшего развития. Развитие деятельность обучение. «деятельность-личность» «личность-деятельность» Системы системный подход деятельность.
Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
Основные принципы реализации СДП в НОО Отказ от репродуктивных методов и способов обучения; Задачный принцип построения предметного содержания; Организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; Широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и практических задач; Ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной деятельности; Ритмичная организация процесса.
ученик необходимость мотивации сам ставит цель учебной деятельности сам проектирует средства её достижения сам оценивает результаты и корректирует свои действия возможность измерения результата
превращение урока в образовательную ситуацию для учащихся переход от планирования к сценированию учебного занятия изменение организации урока самостоятельное применение знаний и навыков деятельностно-практическая направленность заданий личностно-ориентированное содержание информации изменение организации деятельности учащихся гибкое применение способов и методов обучения выстраивание субъект-субъектных отношений с учащимися готовность к интеграции педагогических технологий изменение требований к учителю
Существует в форме деятельности, а не информации о ней Представляет осознанное, а не механическое применение знаний и навыков Проявляется при решении не только учебных, но и жизненных ситуаций Обеспечивает развитие и совершенствование способов деятельности Является интегрированным образовательным результатом