Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования Государственное учреждение Детский Сад комбинированного вида 1033 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: Учитель-логопед Пашинская Наталья Александровна « Использование дидактических игр при формировании категории родственных слов у дошкольников с ОНР» Организация семинара: 4 занятия, 8 часов, 1 раз в неделю с до
Цель: Ознакомление педагогов с методами формирования категории родственных слов у дошкольников с ОНР в рамках повышения педагогической компетенции
Встреча 1 Тема: «Подготовительный этап формирования категории родственных слов у дошкольников с ОНР» Цель: Уточнить и закрепить знания педагогов о методах формирования и закрепления словообразовательных процессов у дошкольников с ОНР.
Дидактические игры и упражнения подготовительного этапа «Скажи ласково»
«Как назвать предмет, если он огромный»
«Назови детеныша»
«Скажи наоборот»
«Чей хвост, уши, голова….»
«Если предмет сделан из …., то он какой?»
«Назови дерево, лист, ветку…»
Встреча 2 Тема: «Первый этап формирования категории родственных слов у дошкольников с ОНР» Цель: Закрепление основных правил словообразования, вычленение однокоренных слов из речевого потока в рамках одного предложения у детей с ОНР
Дидактические игры и упражнения первого этапа «Назови длинное и короткое слово»
«Сделай как было»
«Выбери из двух»
Встреча 3 Тема: «Второй этап формирования категории родственных слов у дошкольников с ОНР» Цель: Уточнить и закрепить знания педагогов по формированию навыка образования однокоренных слов у дошкольников с ОНР
Дидактические игры и упражнения второго этапа «Найди семейку слов»
«Собери семейку»
«Закончи предложение»
«Ответь на вопросы»
Встреча 4 Тема: «Третий этап формирования категории родственных слов у дошкольников с ОНР» Цель: Способы формирования навыка осознанного образования однокоренных слов у дошкольников с ОНР
Дидактические игры и упражнения третьего этапа: «Слова перепутались» «Придумай семейку слов» «Назови лишнее слово» «Найди общее» «Придумай и назови родственные слова» «Дружная семейка» «Смотри корень»
Работа над формированием категории родственных является обязательным видом деятельности, т.к.неумение детей подбирать родственные слова и выделять корни слов может привести к: - дизорфографическим ошибкам при письме; - трудностям при морфологическом разборе слова.
Список литературы Александрина И.Н. «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи» Научно-методический журнал «Логопед» 2008, 1 Александрина И.Н. «Ознакомление с родственными словами детей с ОНР» Научно-методический журнал «Логопед» 2010, 1 Ванюхина Г.А. «Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля» Научно-методический журнал «Логопед» 2006, 4 Морозова Н.А. «Конспект занятия для детей с ОНР», Научно- методический журнал «Логопед» 2007, 11 У.Б. Баранова «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в системе работы над родственными словами» Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» 2004, 1
Л.В. Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2005 Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, А.Ю. Кабушко «Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет» Методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2009 О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет» Санкт-Петербург, КОРОНА-Век, 2009 О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет» Санкт-Петербург, КОРОНА-Век, 2004 О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет» Санкт-Петербург, КОРОНА-Век, 2005