Учитель логопед первой категории Сухарева Надежда Николаевна Логопедический стаж работы 9 лет Учебно-игровое авторское пособие по формированию лексико-грамматических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования Государственное учреждение Детский Сад комбинированного вида 1033.
Advertisements

Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра.
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Использование игровых приемов на демонстрационном материале в процессе внедрения ФГОС при формировании лексико – грамматических категорий.
Районный семинар «Формирование общеобразовательной программы дошкольного образования» Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе. Учитель.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
Информационные технологии (использование презентаций) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической службы. Кулевская.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
«Гусеница– помощница» Подготовила учитель-логопед МКДОУ «Детский сад 37 «Ласточка» Бычкова Н.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области Формирование.
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Водные приключения» Подготовила: учитель-логопед.
ocean wave set Фото со стока
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
. Игры для детей младшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель ГБДОУ 77 Фрунзенского района Протченко Ольга Михайловна Педагогическая технология.
Автор: Коваленко Наталья Михайловна - логопед Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических.
Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.
МАДОУ «Детский сад 92» учитель-логопед I квалификационной категории Кочнева Надежда Анатольевна.
Уточнение, расширение, активизация словаря Игры с мячом.
Транксрипт:

Учитель логопед первой категории Сухарева Надежда Николаевна Логопедический стаж работы 9 лет Учебно-игровое авторское пособие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Загадочные символы» Департамент Образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования Государственное Бюджетное Образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 1033

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР, является одной из трудных задач в логопедической работе, учитывая своеобразие развития речевой деятельности детей данной категории. В работе с дошкольниками с речевым недоразвитием, по формированию лексико-грамматических категорий, я использую зрительные стимулы, когда каждая лексико- грамматическая категория приобретает своё условное изображение: пособие «Загадочные символы». Выбранный мной метод, обусловлен тем, что словесный метод обучения детей дошкольного возраста с речевой патологией без опоры на наглядность малоэффективен, что обусловлено возрастными особенностями, а также особенностями вербального внимания у детей данной категории.

«Отгадай предмет» (формирование словаря ребенка) «Назови одним словом» (формирование обобщающих понятий) «Четвертый лишний» (Дифференциация обобщающих понятий) С имволы лексико-грамматических категорий

«Скажи наоборот» (формирование словаря антонимов) «Назови по другому» (формирование словаря синонимов) «Назови семейку слов» (формирование навыка подбора родственных слов)

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) «Назови, если предмет огромный» (образование существительных со значением увеличения) «Как назвать профессию человека, который …» (формирование словаря ребенка)

«Назови ветку, ствол, лист ….» (образование относительных прилагательных) «Скажи, какой ……?» (образование относительных прилагательных) «Подружи слова » (образование слов со сложной морфологической структурой)

«Как назвать, если предмет сделан из…» (образование относительных прилагательных) «Назови детеныша / птенца» (формирование лексики и словообразовательных навыков в ед. числе) «Назови маму» (формирование лексики и словообразовательных процессов)

«Чей хвост?» (формирование притяжательных прилагательных) «Чьи лапы?» (формирование притяжательных прилагательных) «Чья голова?» (формирование притяжательных прилагательных)

«Один – много» (образование категории множественного числа) «Назови детенышей / птенцов» (формирование лексики и навыков словоизменения) «Назови семейку» (расширение словаря и формирование словообразовательных процессов )

«Чего не стало?» (практическое употребление родительного падежа множественного числа) «Чего не стало?» (практическое употребление родительного падежа единственного числа) «Посчитай» (согласование числительных с существительными)

Зрительный стимул при формировании лексико-грамматических категорий: является эффективным средством, облегчающим процесс восприятия лексико-грамматических категорий за счёт образования искусственных ассоциаций; является средством для формирования понимания и различения значения, которые заключены в лексических и грамматических единицах; является вспомогательным средством при построения будущего высказывания;

Индивидуализировать процесс обучения, за счёт изменения содержания и уровня сложности обучающего материала. Снять негативизм от многократных повторений обучающего материала. Активизировать мыслительную деятельность, т.к. позволяет вариативность использования одного и того же стимула. Развивать способность осознано совершать действия с лексико-грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретённые знания. Использование зрительных стимулов доказывает свою эффективность, как на стадии обучения, так и в практической деятельности по закреплению пройденного материала на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Данный метод позволяет:

Цель использования учебно- игрового пособия «Загадочные символы» формирование восприятия и различения значения, которые заключены в лексических и грамматических единицах; формирование языковых обобщений; развитие процессов словообразования; развитие процессов словоизменения; формирование целостного речевого высказывания; формирование языковой компетенции.

Вся работа по формированию лексико- грамматических категорий с использованием учебно-игрового пособия «Загадочные символы» проводится поэтапно : Обучающий этап. Формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией - на этом этапе, при показе символа, вопрос или задание формулирует логопед. Практический этап. Ребенок самостоятельно формулирует вопрос или задание, опираясь на зрительный символ. Итоговый этап. Ребенок формулирует вопрос или задание без опоры на зрительный стимул.

Варианты игр с использованием учебно-игрового пособия: «Загадочные символы» Игра: «ПОДБЕРИ КАРТИНКИ» (обучающий этап) Цель. Формирование восприятия и различения значений, которые заключены в лексических и грамматических категориях, соотнесение их со зрительным символом. Оборудование. Картинки на которых визуально изображены лексико-грамматические категории, карточки с изображением символов лексико-грамматических категорий. Правила игры. Ребёнок должен из ряда картинок подобрать и назвать изображенную лексико-грамматическую категорию, которая соответсвует изображенному символу.

Игра: «ПОДБЕРИ КАРТИНКИ» *На начальном этапе значение символа уточняет педагог, далее правила игры усложняются, дети самостоятельно определяют значение символа и количество картинок и символов увеличивается.

Игра: «Загадочное лото» (обучающий этап) Ц ель. Развитие у детей навыка распознания закодированных лексико-грамматических категорий в изображенных символах. Оборудование. Карточки с изображенными на них символами лексико-грамматических категорий, мешочек с фишками, на каждой из которой одно изображение, которое совпадает с одним из символов на карточке. Правила игры. Участникам игры раздаются карточки с изображенными на них символами, а ведущий достает фишки, и не показывая изображения играющим, называет изображенный символ. Игрок, обнаруживший названный символ на своей карточке, забирает фишку, закрывая на карточке соответствующее место.

Игра: «Загадочное лото» *На начальном этапе, роль ведущего выполняет педагог.

Игра: «Загадочные превращения» (практический этап) Цель. Формирование понимания и различения значения, которые заключены в лексических и грамматических единицах, развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом. Оборудование. Символы лексико-грамматических категорий, предметные картинки. Правила игры. Ребёнок выбирает предметную картинку, подбирает к ней символы лексико- грамматических категорий и изменяет название изображенного предмета в соответствии с выбранными символами.

Игра: «Загадочные превращения»

Игра: «Загадочное домино» (практический этап) Цель. Развитие навыка распознания закодированных лексико-грамматических категорий в изображенных символах, соотнесение их с соответствующими им визуальными изображениями лексических или грамматических единиц. Оборудование. Фишки домино с изображением символа лексико-грамматической категории с одной стороны и визуальным изображением предметов, позволяющее соотнести изображение к какой либо лексико- грамматической категории с другой стороны. Правила игры. Дети выкладывают цепочку из фишек домино, в которой к выпавшему символу подбирается фишка с изображением картинки соответствующей лексической или грамматической категорией, при этом ребенок озвучивает свой выбор.

Игра: «Загадочное домино»

Игра: «Отгадай, назови, скажи» (практический этап) Цель. Развитие способности совершать действия с лексико-грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания с опорой на символы лексико-грамматических категорий. Развитие коммуникативной деятельности. Развитие речемыслительной деятельности, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы. Оборудование. Символы лексико-грамматических категорий, волчок со стрелкой, фишки. Правила игры. Символы раскладываются вокруг волчка, дети рассаживаются по кругу и по очереди крутят волчок, ребенок должен задать вопрос играющим в соответствии с выпавшим ему символом и оценить правильность ответа. За правильно сформулированные вопросы и ответы дети получают фишки.

Игра: «Отгадай, назови, скажи»

Цель. Развитие способности совершать действия с лексико-грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания без опоры на символы лексико-грамматических категорий. Развитие коммуникативной деятельности. Развитие речемыслительной деятельности, произвольных процессов, эмоционально-волевой сферы. Оборудование. Мяч. Правила игры. Дети встают в круг, бросая по очереди друг другу мяч, ребенок задает вопрос тому, кому он бросил мяч и оценивает правильность ответа. Игра с мячом: «Отгадай, назови, скажи» (ИТОГОВЫЙ этап)

Игра с мячом: «Отгадай, назови, скажи»

Использование в работе учебно- игрового пособия «Загадочные знаки» при формировании лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, как показывает практика, позволяет добиться высоких положительных результатов.

Используемая литература 1.Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: психолого-педагогические аспекты языкового образования. М., Воронеж, Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Логопед 2/ Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н.Шаховской // Расстройства речи и методы их устранения. – М.,1975.