Виды и формы самостоятельных работ на уроках математики.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью.» Л.Н Толстой.
Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовать на различных уровнях: от воспро- изведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до состав- ления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Несмотря на то,что вопрос о самостоятельных ра- ботах стоит перед школой давно,этот метод обучения не всегда находит должного применения. Анализируя работу,вы можете убедиться,что самостоятельная ра- бота занимает всего 13% времени урока,причем и это время на уроке мало эффективно.
Иногда мы ее рассматриваем как самоцель,не обращая внимания на то,способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика. Иногда только все по алгоритму,без всякой творческой деятельности. В математике самостоятельная работа должна быть не самоцелью,она необходима для перевода знаний «извне» во внутреннее достояние учащихся. Но злоупот- реблять тоже вредно. Бывает,что учитель включает само- стоятельную работу без необходимости,ради разнообра- зия. Он должен знать место, виды и формы самосто- ятельной работы.
В зависимости от целей,которые ставятся перед самостоятельными работами бывают следующие виды: -обучающие; -тренировочные; -закрепляющие; -повторительные; -развивающие; -контрольные; -творческие.
Формы самостоятельных работ: -работа с книгой; -упражнения; -практические и лабораторные работы; -контрольные работы; -подготовка докладов,рефератов; -домашние опыты,наблюдения,просто домашняя работа -задания с выбором ответов; -самостоятельная работа с последующей проверкой; -проектная деятельность; -работа по алгоритму; -самостоятельная работа с указаниями к решению; -самостоятельная работа промежуточными записями; -вариативная самостоятельная работа; -математический диктант и экспресс-диктант; -работа по инструкции.
По инструкции: -индивидуально-образовательный маршрут; Использование индивидуально-образовательного маршрута способствует формированию познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их для решения конкретных математических за- дач,в новых более сложных ситуациях.Ученик учится раб- тать с научной литературой: -выделять необходимые и достаточные условия; -выявлять причинно-следственные связи; -анализировать и обобщать информацию. Он также учится плодотворно работать и добиваться успеха.
Модульная технология Преследует достижение следующихцелей: -включение каждого школьника в осознанную учебную деятельность; -создание для каждого школьника режима наибольшего благоприятствования (представление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе). -формирование у каждого школьника навыков самообучения и самоконтроля.
Существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ. -в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают: -реконструктивно-вариативные; -эврестические; -творческие; -в соответствии с возложенной на них задачей: -обучающие; -контролирующие; -в соответствии с формой проведения: -устные; -письменные; -в зависимости от места проведения: -классные; -домашние; -по способу организации класса: -коллективные; -индивидуальные; -групповые;
-по способу контроля: -взаимопроверка; -контроль учителя; -по виду деятельности: -работа с учебником и литературой; -решение упражнений; -математические диктанты и сочинения; -практические и лабораторные работы; -тестовой опрос; -опрос-эстафета ; опрос-игра; -экспресс-диктант; -домашние опыты наблюдения; -техническое моделирование и конструирование; -подготовка докладов и рефератов.
НЕ ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, А ЧЕЛОВЕК ЕГО ПОСТИГАЮЩИЙ