Развитие речевой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида» Подготовила учитель – логопед высшей категории И. Г. Ковалдина Декабрь 2011
Одним из эффективных средств развития и коррекции познавательной деятельности, а также развития речевой активностиу детей младшего школьного возраста является дидактическая игра.
Составные элементы дидактической игры: Замысел (задача), содержание, правила, игровые действия, результат.
Цели дидактических игр: Создают мотивацию к учебной деятельности; развивают речевую активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья; способствуют усвоению материала благодаря своей занимательности; корректируют высшие психические функции: мышление, восприятие, внимание, память и т.д.
Задачи: Обучение разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Воспитание сосредоточенности, внимания, умст- венного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Развитие у учащихся ощущений и восприятий, формирование представлений, усвоение знаний посредством речевой активности.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от детей умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, необходимо продумать : Цель игры. Какие речевые умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения? Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры? Посильна ли она для учащихся? Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре? Подведение итогов игры. Подбор дидактических игр проводится в соответствии с программными требованиями.
Использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова учителя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии речевой активности, умственной деятельности и взаимоотношений.
Для развития речевой активности на логопедических занятиях я использую следующие игры с мячом: Разминка. Фокусник. Разноцветные мячики. Тихо – громко. Логопеду мяч бросай и животных называй. Кто как разговаривает? Подскажи словечко. Животные и их детёныши. Скажи ласково. Кто как передвигается и др.
ВЫВОД: ВЫВОД: Благодаря систематическому применению дидактических игр можно добиться значительного повышения речевой активности, познавательной деятельности младших школьников, расширить их кругозор, улучшить качество речевых высказываний. Один из основных коррекционных эффектов заключается также в том, что благодаря переживанию успеха дети становятся более активными, раскрепощенными, перестают стесняться высказываться перед классом. Это уменьшает их «социальный вывих» и способствует облегчению процесса социализации.
LOGO Мониторинг отслеживания динамики сформированности речевой активности у учащихся 6 класса на период учебные годы Блоки А – I «Произношение», А –II «Словарный запас»
Мониторинг отслеживания динамики сформированности речевой активности у учащихся 6 класса на период 2005 – 2010 учебные годы Блоки А – III «Грамматический строй речи», А – IV «Фразовая речь»