Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Автор – составитель: учитель – логопед Ковалдина И.Г. С. Леуши 2009 г.
Актуальная задача данной программы: повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель: Раскрыть особенности коррекционной логопедической работы в начальных классах коррекционной школы VIII вида на основе формирования речевой деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Методическое обеспечение программы: - аналитико – синтетический метод; - полисенсорный метод; - концентрический метод.
Программа предусматривает 3 блока: Блок 1. «Развитие артикуляционной моторики». Блок 2. «Говори, читай» (основы родного языка). Блок 3. «Коррекция устной и письменной речи»
Блок 1. «Развитие артикуляционной моторики» -50 часов. Основная задача: формирование правильных артикуляционных укладов посредством специальных комплексов упражнений. Рекомендуемая схема проведения занятий: пальчиковая гимнастика; упражнения для губ; сочетание движений губ и выдоха; упражнения для языка; сочетание движений языка и выдоха; голосовые упражнения на материале гласных звуков анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.
Блок 2. «Говори, читай» - 50 часов
Раздел «Звук» решает следующие задачи: выработка правильных артикуляционных навыков; развитие просодической стороны речи; формирование системы чётко различаемых, противопоставленных звуков; развитие фонематического восприятия; развитие анализа и синтеза звукового состава слова.
Раздел «Буква» предусматривает разнообразные виды упражнений: дополни слог до целого слова; составь слово из «рассыпанных» букв или слогов; вставь букву и назови слово – «Буква заблудилась»; соотнесение слов и картинок; пиктографические тексты; «Математическая грамота»; стихи, загадки, ребусы, кроссворды.
В разделе «Говори правильно » предлагаются упражнения для развития лексико- грамматического строя речи. Задачи раздела: развивать способность к наблюдению за языком; воспитывать навык практического использования лексико – грамматической категории; на всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребёнка.
Блок 3. «Коррекция устной и письменной речи» часов. Разделы: 1.Коррекция устной речи: работа над словом; работа над предложением; работа над связной речью. 2.Коррекция письменной речи: слоговой состав слова; твёрдые и мягкие согласные; звуко – буквенный состав слова.
Блок решает следующие задачи: Закрепление понятия «слово», его лексического и грамматического значения; Формирование навыка правильного построения сначала двусоставного нераспространённого предложения, затем постепенного его распространения; обучение навыку оформления грамматически правильного предложения; воспитание навыков пересказа и рассказа, различных по форме (описательные, повествовательные, описательно – повествовательные) с опорой на различные методические приёмы; совершенствование фонематического восприятия, воспитание внимания к звуко – буквенному составу слова, расширение и активизация словаря; выделение гласных в одно -, двух – и трёхсложных словах.