1 © Vladimir Petrov Саммит Разработчиков ТРИЗ – 2009 ТRIZ Developers Summit – 2009 Структура АРИЗ-2010 Владимир Петров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
Advertisements

Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
ТРИЗ: постулаты, источники и составные части. Вопросы лекции 1.Основные понятия ТРИЗ 2.Источники ТРИЗ 3.Постулаты и принципы ТРИЗ 4.Составные части ТРИЗ.
Образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) УГС, направления подготовки: Энергетика, энергетическое.
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
Модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях введения новых ФГОС начального общего образования. Крюкова Н.Д., зав. кафедрой управления.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Система предотвращения отключений клиентов на основе статистического анализа использования инструментов удержания Выполнил: Медведев А.А. Руководитель:
1 Реинжиниринг бизнес процессов Управления проектами при подготовке и реализации проекта реструктуризации предприятия.
Методика выполнения творческих проектов Кацубо Е.Ю.МОУ «СОШ 7»
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
1 Задача проектирования маршрутных схем городского пассажирского транспорта общего пользования.
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ПРОЕКТИРОВАНИЕ автор: Агапова Е.А. заведующая методическим отделом.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 1). Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 2)
Операторы РВС Размеры Время Стоимость h $ v Алгоритм решения изобретательских задач.
Транксрипт:

1 © Vladimir Petrov Саммит Разработчиков ТРИЗ – 2009 ТRIZ Developers Summit – 2009 Структура АРИЗ-2010 Владимир Петров

2 © Vladimir Petrov АРИЗ-85В – АРИЗ-91 АРИЗ-85ВАРИЗ-85В Школы ТРИЗШколы ТРИЗ –Горький, –Днепропетровск, –Ленинград, –Новосибирск АРИЗ-91АРИЗ-91 –Машинный – Б.Злотин, А.Зусман; Ю.Саламатов –Ручной – С.Литвин и др.

3 © Vladimir Petrov Недостатки АРИЗ-85-В Отсутствует часть АРИЗ «Выбор задачи»Отсутствует часть АРИЗ «Выбор задачи» –точно определяющая исходную (изобретательскую) ситуацию. –определяющая все возможные направления решения задачи и выбор наилучшего. Способы разрешения физического противоречия (ФП) недостаточны и не детализированы.Способы разрешения физического противоречия (ФП) недостаточны и не детализированы. Отсутствует система определения способа разрешения ФП в зависимости от его вида.Отсутствует система определения способа разрешения ФП в зависимости от его вида. Включение части 4 в АРИЗ-85-В привело к разрыву логики АРИЗ.Включение части 4 в АРИЗ-85-В привело к разрыву логики АРИЗ. Части 6-8 АРИЗ-85-В не используются при решении задач. Их необходимо развить и структурировать.Части 6-8 АРИЗ-85-В не используются при решении задач. Их необходимо развить и структурировать.

4 © Vladimir Petrov Структура АРИЗ-2010 Независимые функциональные модулиНезависимые функциональные модули Могут использоваться:Могут использоваться: –отдельно, –в составе алгоритма.

5 © Vladimir Petrov Состав модулей 1.Анализ исходной ситуации (Выбор задачи). 2.Решение задачи (Синтез решения). 3.Анализ полученного решения. 4.Развитие полученной идеи. 5.Алгоритм адаптации АРИЗ под конкретные цели (задачи). 6.Накопление и систематизация знаний. 7.Управление психологической инерцией.

6 © Vladimir Petrov 1. Выбор задачи Цель – выбрать из исходной изобретательской ситуации задачу для решения.Цель – выбрать из исходной изобретательской ситуации задачу для решения. Этапы выбора задачиЭтапы выбора задачи –Анализ уровня развития системы –Анализ уровня развития системы. –Переформулирование задачи –Переформулирование задачи, данной заказчиком. –Поиск задачи –Поиск задачи в предложенной системе (выявление недостатков системы).

7 © Vladimir Petrov 1.1. Анализ уровня развития системы Анализ уровня развития системы осуществляют сравнением существующей системы с законами развития технических систем.Анализ уровня развития системы осуществляют сравнением существующей системы с законами развития технических систем. Прежде всего сравнение осуществляется сопоставлением с законом увеличения степени идеальностиПрежде всего сравнение осуществляется сопоставлением с законом увеличения степени идеальности –– Существующая система Законы развития систем Свойства Уровень развития системы Требования Существующая система – ИКР = Уровень развития системы

8 © Vladimir Petrov 1.2. Переформулирование задачи Цель – определить истинную задачу, которую следует решать.Цель – определить истинную задачу, которую следует решать. Используют инструменты:Используют инструменты: –системный подход, –функциональный анализ, –диверсионный анализ, –АВИЗ (Г.Иванова).

9 © Vladimir Petrov 1.3. Поиск задачи Цель – поиск задачи – выявить задачи в системе.Цель – поиск задачи – выявить задачи в системе. Используют инструменты:Используют инструменты: –законы развития систем, –системный подход, –функциональный анализ, –диверсионный анализ.

10 © Vladimir Petrov 1.3. Поиск задачи Выявление задач осуществляется путем сравнения существующей системы с законами развития технических систем Выявление задач осуществляется путем сравнения существующей системы с законами развития технических систем Прежде всего сравнение осуществляется с законом увеличения степени идеальности Прежде всего сравнение осуществляется с законом увеличения степени идеальности –– Существующая система Законы развития систем Свойства Требования Существующая система – ЗРТС = Задачи Задачи Использование законов

11 © Vladimir Petrov 2. Решение задачи Первоначально определяется, не является ли задача стандартной. Если задача стандартная, то она решается с помощью информационного фонда (стандартов, эффектов, ресурсов и приемов).Первоначально определяется, не является ли задача стандартной. Если задача стандартная, то она решается с помощью информационного фонда (стандартов, эффектов, ресурсов и приемов). Центральная часть блока решения задач – это логика АРИЗ – цепочка противоречий (включая ИКР) и их логическая взаимосвязь.Центральная часть блока решения задач – это логика АРИЗ – цепочка противоречий (включая ИКР) и их логическая взаимосвязь. Используются и все остальные шаги по уточнению задачи:Используются и все остальные шаги по уточнению задачи: –выявление ресурсов –использование всех инструментов для разрешения противоречий.

12 © Vladimir Petrov 2. Решение задачи Нет Да Информационный фонд Стандартная?Стандартная? ЗадачаЗадача АРИЗАРИЗ

13 © Vladimir Petrov 3. Анализ полученного решения Использованием законов.Использованием законов. Критерии конкурентоспособности:Критерии конкурентоспособности: –технологичность, –себестоимость –другие.

14 © Vladimir Petrov 3. Анализ полученного решения Оценку полученного решения задачи производят сравнением решения с законами развития технических систем.Оценку полученного решения задачи производят сравнением решения с законами развития технических систем. Прежде всего сравнение осуществляется сопоставлением с законом увеличения степени идеальностиПрежде всего сравнение осуществляется сопоставлением с законом увеличения степени идеальности –– РешениеРешение Законы развития систем Свойства Уровень решения Требования Решение – ИКР = Δ; Δ 0 Использование законов

15 © Vladimir Petrov 4. Развитие полученной идеи Используются:Используются: –законы развития систем, –морфологический подход.

16 © Vladimir Petrov 4. Развитие полученной идеи Определения тенденций развития системы и разработка идей нового поколения системы. Прогноз развития систем ++ Существующая система Законы развития систем Свойства Идея системы нового поколения Тенденция Использование законов

17 © Vladimir Petrov 5. Алгоритм адаптации АРИЗ Алгоритм адаптируется под:Алгоритм адаптируется под: –конкретные цели, –решаемую задачу, –желания и возможности решателя. Алгоритм изменяется в зависимости от:Алгоритм изменяется в зависимости от: –результатов решения. Алгоритм подсказывает:Алгоритм подсказывает: –какие модули необходимо использовать, –в какой последовательности.

18 © Vladimir Petrov Методика использования АРИЗ Нет Да Использовать решение Получить дополнительные решение Нет Да Использовать решение Получить дополнительные решение Нет Да Использовать решение Получить дополнительные решение Другие инструменты ТРИЗ Экспрес-анализЭкспрес-анализ Задача решена? ЗадачаЗадача Логика АРИЗ Задача решена? Полный АРИЗ Задача решена?

19 © Vladimir Petrov 6. Накопление и систематизация знаний Предназначение:Предназначение: –накопление и систематизации знаний, полученных в результате решения задач, –совершенствования модулей АРИЗ-2010, и алгоритма адаптации.

20 © Vladimir Petrov 7. Управление психологической инерцией Используются:Используются: –методы развития творческого воображения, –законы развития систем.

21 © Vladimir Petrov 7. Управление психологической инерцией Использование законов для развития любых систем Как сделать систему более идеальной? Как сделать систему более управляемой? Как сделать систему более динамичной? И т.д. Развитие мышления Использование законов

22 © Vladimir Petrov Системный подход Системный подход включает: –Построение целевой модели. –Исследование потребностей и определение тенденций их развития. –Построение функциональной модели. –Построение дерева направлений решения задачи и/или направления развития системы. –Выбор направления для решения.

23 © Vladimir Petrov Выводы В работе предлагается модульная структура построения АРИЗВ работе предлагается модульная структура построения АРИЗ Указываются инструменты, которые можно использовать в каждом из модулей.Указываются инструменты, которые можно использовать в каждом из модулей.

24 © Vladimir Petrov Благодарю за внимание!