Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Москва 2012 КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР по противодействию наркомании
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЕ 2
Что не является церковной реабилитацией наркопотребителей I.На приходе проживают несколько наркозависимых молодых людей, но при этом с ними не проводится специальной работы по преодолению зависимости. II.В монастыре или при храме дают приют группе наркозависимых ребят, поселив их вместе с трудниками на задворках обители или прихода. III.Группа наркозависимых живет отдельно от трудников в монастыре или в некотором отдалении от монастыря, но ходит в монастырь на послушания и на богослужения. I.На приходе проживают несколько наркозависимых молодых людей, но при этом с ними не проводится специальной работы по преодолению зависимости. II.В монастыре или при храме дают приют группе наркозависимых ребят, поселив их вместе с трудниками на задворках обители или прихода. III.Группа наркозависимых живет отдельно от трудников в монастыре или в некотором отдалении от монастыря, но ходит в монастырь на послушания и на богослужения. 3
Организация реабилитационного процесса 1.Первичное консультирование. 2.Дезинтоксикация. 3.Мотивационный период (проводится в мотивационном центре – 1-3 мес.). 4. Основной период церковной реабилитации. (проводится внутри церковных общин, приходских или монастырских – мес.). 5.Ресоциализация. (социальная гостиница, «дом на полпути» – до 2-3 лет.). 6.Постреабилитационное сопровождение. 7.Работа с родственниками. 1.Первичное консультирование. 2.Дезинтоксикация. 3.Мотивационный период (проводится в мотивационном центре – 1-3 мес.). 4. Основной период церковной реабилитации. (проводится внутри церковных общин, приходских или монастырских – мес.). 5.Ресоциализация. (социальная гостиница, «дом на полпути» – до 2-3 лет.). 6.Постреабилитационное сопровождение. 7.Работа с родственниками. 4
Основные принципы церковной реабилитации 5 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины 1. Церковная реабилитация есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации
Церковная реабилитация есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах Особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенника. Священник участвует в мотивационном, основном периодах реабилитации, и в периоде ресоциализации Он, как пастырь, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов Особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенника. Священник участвует в мотивационном, основном периодах реабилитации, и в периоде ресоциализации Он, как пастырь, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов 6
Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины Реабилитант, вошедший как новый брат в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. Общение с воспитанником изначально строится на обращении более к его сердцу, чем к уму. Во время реабилитации подопечный получает возможность приобрести реальный опыт новой благочестивой (ценностно ориентированной) жизни. Реабилитант, вошедший как новый брат в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. Общение с воспитанником изначально строится на обращении более к его сердцу, чем к уму. Во время реабилитации подопечный получает возможность приобрести реальный опыт новой благочестивой (ценностно ориентированной) жизни. 7
Компетентность членов церковной общины, участвующих в реабилитации 1.Понимание природы зависимости 2. Знание процесса реабилитации наркозависимых людей 3. Владение информацией о существующей региональной системе поддержки 1.Понимание природы зависимости 2. Знание процесса реабилитации наркозависимых людей 3. Владение информацией о существующей региональной системе поддержки 8
Традиционные духовные делания, являющиеся важными инструментами церковной реабилитации Молитва церковная и келейная (домашняя) Пост Трудовые послушания Индивидуальное духовное руководство реабилитанта духовником Участие в Таинствах. Молитва церковная и келейная (домашняя) Пост Трудовые послушания Индивидуальное духовное руководство реабилитанта духовником Участие в Таинствах. 9
Некоторые из технологий церковной реабилитации Реабилитационный процесс четко сконструирован по времени, по форме и по содержанию. Реабилитация строится с учетом жизненной ситуации зависимого человека и социальной сети (семьи и иного социального окружения). Целями реабилитации являются необходимость изменения поведения, достижение личностного развития человека. Процесс реабилитации учитывает как важнейшее развитие у человека внутреннего контроля над своим поведением. Реабилитационный процесс четко сконструирован по времени, по форме и по содержанию. Реабилитация строится с учетом жизненной ситуации зависимого человека и социальной сети (семьи и иного социального окружения). Целями реабилитации являются необходимость изменения поведения, достижение личностного развития человека. Процесс реабилитации учитывает как важнейшее развитие у человека внутреннего контроля над своим поведением. 10
Некоторые из технологий церковной реабилитации Командная работа позволяет преодолеть ограниченную компетентность каждого члена общины в реабилитационном процессе Система нравственных координат базируется на общей ценностной платформе, что обеспечивает выработку и закрепление у реабилитантов христианских ценностных ориентаций. Община совместно с реабилитируемыми образует единую систему, позволяющую оказывать взаимную помощь и поддержку. Командная работа позволяет преодолеть ограниченную компетентность каждого члена общины в реабилитационном процессе Система нравственных координат базируется на общей ценностной платформе, что обеспечивает выработку и закрепление у реабилитантов христианских ценностных ориентаций. Община совместно с реабилитируемыми образует единую систему, позволяющую оказывать взаимную помощь и поддержку. 11
Некоторые из технологий церковной реабилитации Реабилитационный процесс подразумевает изменение и развитие как реабилитируемого, так и его окружения, в том числе воспитателей. На определенном этапе выздоравления, реабилитанты вовлекаются в реабилитационных процесс как члены общины, выступая в качестве ролевых моделей для остальных реабилитируемых. Реабилитационный процесс проводится в форме групповой работы и при этом сочетается с индивидуальным подходом к каждому реабилитанту. Реабилитационный процесс подразумевает изменение и развитие как реабилитируемого, так и его окружения, в том числе воспитателей. На определенном этапе выздоравления, реабилитанты вовлекаются в реабилитационных процесс как члены общины, выступая в качестве ролевых моделей для остальных реабилитируемых. Реабилитационный процесс проводится в форме групповой работы и при этом сочетается с индивидуальным подходом к каждому реабилитанту. 12
13 Оценка методики реабилитации в церковной общине «плюсы»: легко положить начало реабилитации (духовное окормление); не требуется серьезных финансовых вложений для того, чтобы положить начало; многие церковные общины могут этой деятельностью заниматься; высокое качество ремиссии у выпускников, поскольку ими усваивается христианская система нравственных ориентиров; реабилитация бесплатная и в будущем может обходиться без дополнительного финансирования. «плюсы»: легко положить начало реабилитации (духовное окормление); не требуется серьезных финансовых вложений для того, чтобы положить начало; многие церковные общины могут этой деятельностью заниматься; высокое качество ремиссии у выпускников, поскольку ими усваивается христианская система нравственных ориентиров; реабилитация бесплатная и в будущем может обходиться без дополнительного финансирования.
14 Оценка методики реабилитации в церковной общине «минусы»: реабилитация высокопороговая (если ей не предшествует мотивационная работа с наркозависимым); небольшое количество воспитанников принимает одна община (на приходах до 10 человек); трудно привлечь к реабилитационной работе в общине профессионалов (особенно на «глухих» приходах); эти общины едва ли смогут в будущем рассчитывать на государственное финансирование. «минусы»: реабилитация высокопороговая (если ей не предшествует мотивационная работа с наркозависимым); небольшое количество воспитанников принимает одна община (на приходах до 10 человек); трудно привлечь к реабилитационной работе в общине профессионалов (особенно на «глухих» приходах); эти общины едва ли смогут в будущем рассчитывать на государственное финансирование.
15 Оценка реабилитации по методике Терапевтического сообщества «плюсы»: низкопороговая реабилитация; значительное количество наркозависимых воспитанников проходят реабилитацию в центре (от 15 до 30 человек и более); к работе в центре могут быть привлечены профессионалы; центры смогут в будущем рассчитывать на прямое государственное финансирование «плюсы»: низкопороговая реабилитация; значительное количество наркозависимых воспитанников проходят реабилитацию в центре (от 15 до 30 человек и более); к работе в центре могут быть привлечены профессионалы; центры смогут в будущем рассчитывать на прямое государственное финансирование
16 Оценка реабилитации по методике Терапевтического сообщества «минусы»: трудно положить начало (создать терапевтическое пространство и обеспечить необходимую материальную базу); изначально требуются значительные финансовые вложения; качество ремиссии после реабилитации в ТС в целом ниже, чем после реабилитации в церковной общине; в ТС реабилитация бесплатная только в случае финансирования извне и в будущем не сможет обходиться без дополнительного софинансирования. «минусы»: трудно положить начало (создать терапевтическое пространство и обеспечить необходимую материальную базу); изначально требуются значительные финансовые вложения; качество ремиссии после реабилитации в ТС в целом ниже, чем после реабилитации в церковной общине; в ТС реабилитация бесплатная только в случае финансирования извне и в будущем не сможет обходиться без дополнительного софинансирования.