Организация гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1)Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов 3) Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей Актуальная предметно- развивающая среда
Организация пребывания детей в образовательном учреждении Режим дня детского сада - чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям.
Основные аспекты гибкого режима: - Динамичный режим для детей; - Гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала; - Разная длительность пребывания детей в группе.
Варианты гибкого режима 1. «Подвижное в неподвижном», постоянная смена деятельности, в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала. 2. «Свободное посещение детского сада детьми по желанию родителей» 3. «Мне хорошо», создание комфортного режима. 4. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни. 5. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующие снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов» 6. «Гибкий график работы сотрудников и администрации»
Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Возрастная группа 3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 14-17%19-22%26-29%33-35% Самостоятельная деятельность детей 25-30% Взаимодействие с семьями детей 5-10% Итого: 44-57%49-62%56-69%63-75%
При коррекции режима дня необходимо осуществить следующие шаги: ШАГ ПЕРВЫЙ Изучить нормативные документы по организации режима дня
ШАГ ВТОРОЙ Определить формы образовательной деятельности для каждой возрастной группы по каждой из 10 образовательных областей; Форма образовательной деятельности Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации Индивидуальные, подгрупповые Групповые, подгрупповые, индивидуальные, Индивидуальные Групповые, подгрупповые, индивидуальные, Наблюдения Игра Проблемная ситуация Создание коллекций Рассматривание и т.д. *Рисование, лепка, аппликация, и т.д. *Экспериментирование *Досуги *Проектная деятельность т т.д. *Изобразительная *Двигательная и т.д. *Прогулки *Экскурсии *Проектная деятельность *Создание коллекция И т.д.
Образовательная областьНОДДлит-стьОД в РМДлит-стьСДДДлит-сть Взаимодейст вие с семьями Длит-сть Физическое развитие Здоровье Познание Чтение художественной литературы Коммуникация Социализация Труд Безопасность Музыка Художественное творчество Формы образовательной деятельности во 2- ой младшей группе (возраст детей 3-4- года)
ШАГ ТРЕТИЙ Определить режимные моменты и их длительность для детей данного возраста; Длительность утреннего приема для детей старшего возраста составляет 80 минут, запускаем организацию взаимодействия с родителями (10-15 минут), СДВиР (20 минут), ОД в РМ (10 минут); оставшееся время целесообразно выделить для «Самостоятельной деятельности детей».
Режим дня старшей группы (примерный общий объем обязательной части образовательной программы) Режимные моменты ДлительностьНОДОД в РМСДДВзаимодействие с семьей Утренний прием70 минут20 минут10-15 минут Утренняя гимнастика10 минут Подготовка к завтраку, завтрак25 минут5 минут Игры, подготовка к НОД5 минут НОД90 минут50 минут Второй завтрак10 минут Подготовка к прогулке, прогулка2 часа 45 минут Самостоятельная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей 10 минут Подготовка к обеду, обед20 минут5 минут Подготовка ко сну, сон2 часа5 минут Пробуждение, гигиенические процедуры 30 минут Подготовка к полднику, полдник20 минут5 минут Самостоятельная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей, НОД 70 минут25 минут15 минут Прогулка, уход детей домой2 часа25 минут25-60 минут Итого:720 минут (12 часов) 26-29% минут(3-3,5 часа) 25-30% минут 5-10% минут
Заполнение данной таблицы позволит соблюсти баланс моделей образовательного процесса: «Совместная деятельность взрослого и детей» (НОД, СДВиР, СДД) «Самостоятельная деятельность детей» (свободная деятельность детей и организованная воспитателем деятельность воспитанников) «Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного обраовоания»
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ Определение форм образовательной деятельности в процессе осуществления режимных моментов (в соответствии с моделью образовательной деятельности) Время Режимные моменты Содержание образовательной деятельности Физическое Художественно- эстетическое Социально- личностное Познавательно- речевое ФЗХТМСБТКПХЛ Прием детей, самостоятельная деятельность Общение с родителями Игры малой подвижности Рассматривание Беседы
ШАГ ПЯТЫЙ Составление режима дня: определение времени, режимных моментов их содержания с учетом ФГТ и требований СанПиН. Прогулка 4-4,5 часа Дневной сон – 2-2,5 часа Самостоятельная деятельность детей – 3-4 часа
В ДОУ МОГУТ БЫТЬ РАЗРАБОТАНЫ РЕЖИМЫ ДНЯ: -на холодный/теплый периоды года; щадящие режимы для детей III-IV группы здоровья и перенесших заболевание; режим для на период адаптации; режим дня на период проведения праздников; Режим дня на период проведения каникул; Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно- ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.