Гносеология Лекция 5 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
Advertisements

Урок 4 Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Проблема познаваемости мира. 2. Понятие истины, её критерии. 3. Виды человеческих знаний. 4. Основные.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Истина и ее критерии Часть Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется.
Основные категории философии. Гносеология старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКА КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? ЧТО.
Понятие об истине.. Какие вопросы можно задать? Что такое истина? Что можно считать истиной? – Критерии истины? Объективность истины? Абсолютная истина?
Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Учитель - Кутузова С.В.. Новое время(или новая история) период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Возрождение.
Философия Нового времени.
ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. План. 1.Бытие и познание. 2.Познаваемость мира как философская проблема. 3.Познание как деятельность. 4.Чувственное познание.
Транксрипт:

Гносеология Лекция 5 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии

План лекции 1. Структура познавательного процесса 2. Философские теории познания 3. Проблема истины в философии 2

Гносеология gnosis – знание logos – понятие, учение раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы познавательной деятельности Познание обусловленный общественно- исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование 3

Структура познавательного процесса Субъект Средства познания Объект 4

Структура познавательного процесса Уровни чувственного познания ощущениевосприятиепредставление 5

Структура познавательного процесса Уровни рационального познания понятиесуждениеумозаключение 6

Познаваем ли мир? Гностицизм Нет Да Агностицизм Ф. Бэкон Дж. Локк Р. Декарт Пиррон Д. Юм И. Кант 7

Философские теории познания эмпиризмсенсуализмрационализм 8

Фрэнсис Бэкон ( ) Основоположник эмпиризма «Новый органон» «Новая Атлантида» «Знание – сила» 9

Идолы родапещерыплощадитеатра 10

Пути познания Путь паука (схоласты) Путь муравья (Аристотель) 11 Путь пчелы (Бэкон)

Джон Локк ( ) 12 Английский философ Сторонник сенсуализма и эмпиризма «Опыт о человеческом разумении»

Знание ВрожденноеОтсутствуетTabula rasaПриобретенное Простые идеи (ощущения) Сложные идеи 13

Рене Декарт ( ) Основоположник рационализма «Мыслю, следовательно существую» «Рассуждения о методе» «Начала философии» 14

15 Идеи ВрожденныеПриобретенныеСотворенные

Правила метода Р. Декарта Радикальное сомнениеМыслительная аналитикаСтрогий порядокСоставление перечней 16

Формы агностицизма СкептицизмЮмизмКантианство 17

Скептицизм (III – II вв. до н.э.) Обретение душевного спокойствия путем воздержания от суждений Пиррон 18

Познающие сущность вещидогматики пребывают в тревоге явление вещискептики обретают спокойствие 19

Дэвид Юм ( ) 20 Шотландский философ Представитель эмпиризма и агностицизма «Трактат о человеческой природе»

21 Знание суждения аналитические Не расширяют знание синтетические Расширяют знание ПричинаСледствие Вера

Иммануил Кант ( ) Представитель философии субъективного духа Разум диктует вещам, какими им быть «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности мышления» 22

23 Знание АприорноеАпостериорное«Вещь-в-себе»

24 Антиномии разума Ограниченность пространства Простое и сложноеСвобода и причинностьНаличие Бога

ЗнаниеПредмет соответствие несоответствие истина ложьзаблуждение 25

объективная Истина абсолютная догматизм относительная релятивизмсубъективнаяя 26

основной практика дополнительные внутренняя согласованность полезность ясность и очевидность общезначимость Критерии истины 27

Концепции истины Классическая Аристотель Когерентная Б. Спиноза, Г. Лейбниц Прагматическая Дж. Дьюи Конвенционалистская А. Пуанкаре 28

Спасибо за внимание! 29