АЛКАНЫ (предельные, насыщенные, парафины) Преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ЛО «Волховский политехнический техникум» Григорьева Л.Н.
Цели урока 1.Рассмотреть гомологический ряд алканов, строение молекул, изомерию и номенклатуру. 2.Рассмотреть химические свойства алканов: реакции замещения, горения, термического разложения. 3.Ознакомить с применением алканов.
Строение молекулы C n H 2n+2 Химические свойства Проверка усвоения материала Получение Изомерия и Номенклатура Применение Самостоя- тельная работа Домашнее задание
АЛКАНЫ (предельные, насыщенные, парафины) – это углеводороды с общей формулой C n H 2n+2 (где n= ,…) которые не способны на реакции присоединения.
ГИБРИДИЗАЦИЯ – «СМЕШЕНИЕ» ( Лайнус Полинг 1931 год) Выравнивание электронных облаков по форме и энергии. тетраэдр
SР 3 – гибридизация Валентный угол -109 о 28 Тетраэдр Длина углерод – углеродной связи: 0,154 нм
0,154 нм
Модель молекулы пентана Алканы с большим числом атомов углерода имеют зигзагообразн ое строение
Различия в порядке соединения атомов в молекулах (т. е. в химическом строении) приводят к структурной изомерии. Строение структурных изомеров отражается структурными формулами. В ряду алканов структурная изомерия проявляется при содержании в цепи 4-х и более атомов углерода, т. е. начиная с бутана С 4 Н 10. С С С С С С С С 2,2 диметилбутан2,3 диметилбутан Изомерия задание
это вещества со схожими строением и свойствами, но различающиеся по составу на одну или несколько групп CH 2 (гомологическая разность). ГОМОЛОГИ
5 СН 4 - С 4 Н 10 газы С 5 – С 15 жидкости С 16 И ВЫШЕ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА
Номенклатура алканов Название алкана = корень названия корень названия ( мет, проп, бут, пент, гекс и далее числительные ) + суффикс -А н
правила 1.Выбрать самую длинную цепь атомов углерода. 2.Пронумеровать с той стороны, где ближе радикал (ответвление). 3.Указать положение и название радикалов. 4.Назвать главную цепь с суффиксом –АН.
1. 2. СН 3 – СН 2 – С - СН 3 СН 3 3. СН 3 - СН – СН 2 – СН 2 – СН 3 СН 3 СН 3 – СН – СН 2 – СН 3 СН 2 СН 3 4. СН 3 - СН – СН – СН 3 СН метил 2,2-диметил 3-метил 2,3-диметил пентан бутан пентан бутан Пример: дайте названия углеводородам
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМУЛ ПО НАЗВАНИЮ 1. Определить от какого у.в. образовано соединение. 2. Составить цепь атомов углерода, пронумеровать углерод. 3. Расставить радикалы в соответствующее место в углеродной цепи. 4. Доставить водород.
Пример: Напишите структурную формулу 2,3-диметилпентана С - С – С – С - С СН Н3Н3 Н3Н3 ННН2Н2
Самостоятельная работа
Взаимопроверка Подсказка: Вещества должны соответствовать общей формуле СnH2n+2 1. Ответ: С 3 Н 8, СН 4
Ответ: 2. Ответ: СН 3 –СН 2 –СН 2 –СН 3 бутан СН 3 –СН–СН 3 СН 3 2-метилпропан
3. Ответ: алканов Общая формула алканов С n H 2n+2 По условию n=12; значит число атомов водорода равно 212+2=26 Ответ: С 12 Н 26
4. Ответ а) СН 3 –СН–СН 2 –СН 3 СН 3 б) СН 3 –СН–СН 2 –СН–СН 3 СН 3 СН 3
Получение. 1. Природные источники – нефть и газ. 2. Крекинг C 10 H 22 С 5 H 12 +C 5 H Гидрирование алкенов. CH 2 =CH 2 + H 2 C 2 H 6 t
4. Синтез Вюрца 2CH 3 –CH 2 –CH 2 -Br+2Na CH 3 –CH 2 –CH 2 -CH 2 –CH 2 –CH 3 + 2NaBr 5. Получение метана (СН 4 ) вПолучение метана лабораторных условиях. CH 3 COONa + NaOH CH 4 + Na 2 CO 3
Химические свойства алканов. 1.Взаимодействие с галогенами.Взаимодействие с галогенами CH 4 +Cl 2 CH 3 Cl+HCl 2. Нитрование. CH 4 +HNO 3 CH 3 NO 2 +H 2 O
3. Окисление. а) полное (горение): C 4 H O 2 8CO 2 +10H 2 O б) неполное: C 2 H 5 OH C 2 H 6 CH 3 - C=О Н CH 3 -C=О ОН
4. Реакция изомеризации: CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH 2 -CH 3 CH 3 -C-CH 3 5. Разложение: СН 4 С + 2Н 2 СН 4 СН = СН +3Н 2
Получение ацетилена Горючее для дизельных и турбореактивных двигателей Получение растворителей В металлургии А также сырьё для синтезов спиртов, альдегидов, кислот. Применение
Домашнее задание 1.Составьте молекулярные формулы алканов с числом углеродных атомов, равным: а) 6, б) 8, в) 2. Дайте названия полученным соединениям. 2.Назовите по международной номенклатуре следующее вещество:
Задания для самостоятельной работы: 1.Написать молекулярную и структурную формулу данного вещества. 2.Используя учебники, энциклопедии, Интернет и т.д. сформируйте информационную базу по данному веществу. 3.Сопоставьте изученное с данным вам веществом, выделите главное, определите приоритеты. 4.Составьте творческий отчет по теме применительно к данному веществу.