1 Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1-3 классов 2013 год (ИСМО РАО) Методические рекомендации
2 Что необходимо учителю для проведения в классе итоговых работ по русскому языку, математике и чтению? Кто проводит итоговые работы? Как оценивается выполнение заданий в итоговых работах? Можно ли уровни подготовки учащихся по выполнению итоговых работ отождествлять с оценками?
3 Итоговые работы проводятся в разные дни по графику 2 варианта итоговых работ по каждому предмету: Русский язык Математика Чтение художественного текста Чтение научно-популярного текста (для 2 и 3 класса)
4 Характеристика итоговой работы Содержание работы Структура работы Система оценки выполнения работы Условия проведения План работы Дифференцированная подготовка учащихся на основе результатов выполнения
5
6 Система оценки выполнения работы (2 класс математика) За выполнение каждого задания ( 1–12) основной части работы выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение основной части работы максимально можно получить 12 баллов. Если учащийся получает за выполнение основной части работы не менее 8 баллов (из 12), то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по курсу математики 2-го класса. При получении баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочную базовую подготовку.
7 Дифференцированная оценка подготовки учащихся на основе результатов выполнения работы Основная часть работы – задания базового уровня сложности, дополнительная - повышенного Математика, 2 класс
8 Дифференцированная оценка Группа 1 – «низкий уровень» Группа 2 – «пониженный уровень» Группа 3 - «базовый уровень» Группа 4 – «повышенный уровень» Учащиеся с «высоким» уровнем подготовки являются частью группы 4
9 Рекомендации по выставлению оценок Отметки 4 и 5 ставятся только тем учащимся, которые достигли базового уровня подготовки, с учетом выполнения заданий повышенного уровня. Если по результатам выполнения работы отдельные ученики не продемонстрировали достижение базового уровня, то учитель организует дополнительные занятия с этими учениками, проводит с ними работу над ошибками и на основе этой работы выставляет соответствующие отметки.
10 Тренировочные занятия Цель занятия – показать на конкретных примерах, как записывать и исправлять ответы на задания различного типа.
11 Условия проведения работ У каждого учащегося была только ручка (линейка) для записи ответов. Если работа распечатана на отдельных листах, то они должны быть скреплены (на чтении текст и задания на отдельных листах). Учащиеся 2 и 3 класса сами подписывают работы (в 1 классе работы подписывает учитель). В 1 классе на русском языке учитель читает текст заданий. Время выполнения работ – 45 минут.
12 Сценарий проведения работы (русский язык 2 класс) «Ребята, сегодня вы будете выполнять работу по русскому языку. Не начинайте выполнять работу до моего разрешения». При проведении работы раздайте бланки и скажите: «В самом начале бланка помещено обращение к каждому из вас. Сейчас я прочитаю его вслух….
13 Сценарий проведения работы В работе тебе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других - записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания! Рядом с несколькими последними заданиями стоит значок «солнышко» - это более трудные задания. Хорошо, если ты сделаешь все эти задания, но если не будешь успевать – выбери из них такие, которые ты точно знаешь, как выполнить….
14 Сценарий проведения работы По мере того, как дети будут справляться с заданиями, подходите к ним и проверяйте, все ли базовые задания они выполнили до того, как перейти к заданиям дополнительной части (некоторые дети могут пропустить задание, забыть выполнить, отвлечься и т.п.). В конце урока обратитесь к классу: «Ребята! Кто закончил выполнение всей работы, поднимите руку, я подойду и возьму работу». Пройдите по классу и соберите работы учащихся. Поблагодарите Ваших детей за хорошую работу.
15 Чтение Две части итоговой работы по чтению выполняются в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса; два текста и 16 заданий к каждому тексту. 1 (два варианта) - данная часть направлена на проверку степени осознанности чтения художественного текста 2 (два варианта) – данная часть направлена на проверку степени осознанности чтения научно- популярного текста. Итоговая работа 2 проводится на следующий день после проведения итоговой работы 1.
16 Система оценки выполнения работы по чтению Выполнение работы 1 и работы 2 оценивается отдельно, при этом принципиальные подходы к оцениванию совпадают. Если учащийся выполняет из двенадцати обязательных заданий не менее восьми заданий, то считается, что он достиг необходимого уровня осознанности чтения. При верном выполнении одиннадцати - двенадцати базовых заданий можно констатировать, что учащийся имеет хороший уровень осознанности чтения.
17 Методики для оценки для оценки индивидуально-личностных особенностей учащихся Учитель и психолог изучают Рекомендации и проводят методики в соответствии со сценарием, описанным в рекомендациях Две методики проводятся на одном уроке Анкету для 2-3 класса ученики могут заполнять на том же уроке
18 «Настроение» Проводящий должен сам читать каждую ситуацию и тем самым задавать темп работы класса. Перед каждым ребенком кладется лист, на котором напечатан перечень ситуаций, связанных с учебной жизнью ребенка. Ребенку нужно иметь ручку и линейку. Проверяющий сосредотачивает на себе внимание детей и дает инструкцию: (р.2.2) В 1-м классе учитель может интерпретировать п А теперь представь себе, что ты доделываешь задание дома самостоятельно. Какое у тебя в это время настроение бывает чаще всего? Поставь крестик на этой строке в то место, которое соответствует твоему настроению
19 При сборе листков с ответами необходимо быстро визуально проверить, чтобы в каждой строке (кроме последней «продленка») был отмечен один крестик. Если крестик на какой-то из линий не стоит или стоит больше одного крестика, желательно помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, побуждая их сделать выбор или спрашивая: «а как бывает чаще?» или «а скорее как бывает?». Подбадривая ребенка, помогите ему сделать выбор. Ребенку нужно сказать, что ошибочно поставленный крестик надо закрасить и поставить крестик в другой квадратик, который соответствует его настроению.
20 «Самооценка» Педагог или психолог рисует на доске ( выводит на экран) вертикальную линию с 11 квадратиками на ней, отмечая горизонтальными черточками ее верхний, средний и нижний квадратики, как в бланке. Приводит пример, предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным. Отвечает на вопросы детей. После выполнения заданий по каждой позиции педагог или психолог проходит по классу, проверяя выполнение. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на второй линии, подписанной «самый аккуратный – самый неаккуратный». Так последовательно заполняются все линии. Крестик можно поставить только в один квадратик на линии.
21 При очень выраженных затруднениях ученика учитель, наклонившись к ребенку, может спрашивать его так, чтобы другие не слышали вопросов и ответов, и, узнав его мнение, заполнять лист ответов за ребенка
22 Анкеты для учащихся 2(3) класса На доске (или экране) дети видят подготовленные учителем первые два вопроса анкеты. Проводящий методику должен сам читать все вопросы и тем самым задавать темп работы класса. Перед каждым ребенком кладется лист, на котором напечатан перечень вопросов. Ребенку нужно иметь ручку и линейку.
23 Для каждого вопроса вы можете выбрать только один ответ. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для вас точно (или бывает «и так, и так»). Тогда отмечайте только тот вариант, который подходит вам больше (или как бывает чаще). Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Не надо долго думать над вопросом – отвечайте по первому ощущению. Исправлений в ответах не допускается.
24 Анкета для родителей Подходит к концу второй год школьного обучения – очень ответственный и нелегкий этап в жизни ребенка. Цель данного опроса родителей – получить информацию, необходимую для того, чтобы сделать успешным обучение Ваших детей, сохранив их здоровье, а также сделать школу более комфортной для них. Для этого важно узнать Ваше мнение по различным вопросам, связанным со школой, в которой учится Ваш ребенок, а также получить информацию о том, как Ваш ребенок учится в школе. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. На предложенные вопросы нет правильных или неправильных ответов, они отражают Ваш опыт или Ваше мнение. Будьте внимательны при заполнении анкеты: при ответе на одни вопросы нужно выбрать один, а на другие - несколько вариантов из предложенных ответов. Отмечайте выбранные ответы крестиком в соответствующей клетке».
25 Карта учащегося До заполнения Карты учителем и медработником она подписывается (указывается фамилия и имя ученика, его регистрационные данные). Ответ вписывается или отмечается в соответствующей клетке. Если Вы хотите изменить свой ответ, то клетку с ответом необходимо закрасить и поставить свой новый ответ в другую клетку.
26 Анкета учителя (заполняется в электронной форме)
27 Подведение итогов Создание условий для эффективного обучения Выстраивание индивидуальных траекторий обучения Анализ и интерпретация результатов