Перспективный план работы по выявлению и развитию одаренности у дошкольников Мероприятия Срок Ответственный Пополнение методической базы и дидактического материала для работы с одаренными детьмиИюнь-августСтарший воспитатель Выявление творческого потенциала детей 2-3 летДо 1 ноябряВоспитатели Выявление способных детей 3-7 лет (сбор информации об одаренных детях)ОктябрьПедагог-психолог, воспитатели Консультация для родителей и педагогов «Как можно выявить одаренного ребенка»Октябрь-ноябрьПедагог-психолог Анкетирование «Одаренный ребенок»ОктябрьПедагог-психолог Индивидуальные беседы с родителями способных детейВ течение годаПедагог-психолог Консилиум по дальнейшей работе с одаренными детьмиОктябрь-ноябрьПедагог-психолог Подготовка памятки для воспитателей и родителей по работе со способными детьмиНоябрьПедагог-психолог Диагностика интеллектуально одаренных детей 6-7 лет (методика Векслера)МартПедагог-психолог Проведение комплекса занятий – игр повышенной сложности для интеллектуально способных детей В течение годаПедагог-психолог Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детейВ течение годаПедагог-психолог Тематические выставки рисунковЕжеквартальноСтарший воспитатель, воспитатели Спортивные праздники «Сильные, смелые, ловкие»ЕжеквартальноСтарший воспитатель, воспитатели Конкурс чтецовФевральСтарший воспитатель, воспитатели Конкурс «Наши таланты»ФевральСтарший воспитатель, воспитатели Консультация с родителями и рекомендацииАпрельПедагог-психолог Итоговый педсоветМайСтарший воспитатель
Одаренных детей много или мало? На этот вопрос можно ответить по- разному. Есть высокоодаренные дети, о которых говорят: «талант всегда пробьет себе дорогу». Есть очень способные от рождения, которые могут многого добиться, но при поддержке взрослых. Таких детей немало. Главное – заметить и поддержать их. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, и наша задача – чтобы это солнце не погасло».
Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь -одаренностью. Таким образом, можно утверждать что развивать задатки одаренности можно и нужно в раннем детстве.
Воспитатели по рекомендациям специалиста подбирают для детей соответствующие их развитию игры и контролируют усвоение воспитанниками программ обучения и воспитания (что также помогает определить способных детей).
Самое важное условие успешности развития одаренности - слаженные действия всех педагогов (воспитателей групп, педагогов дополнительного образования, педагога- психолога и родителей).
МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА» (модифицированный вариант анкеты Л.Г.Матвеевой, И.В.Выбойщик, Д.Е.Мякушкина) Цель: изучить проявления способностей. Материал: анкета. Процедура: родителям вместе со специалистами предлагается заполнить анкету. Каждому утверждению необходимо дать оценку по 5-балльной системе: 5 баллов-качество сильно выражено; 4 балла-выражено выше среднего; 3 балла-выражено средне; 2 балла-выражено слабо; 1 балл-выражено незначительно; 0 баллов-совсем не выражено. Внутри каждой области суммируются баллы, количество которых делится на количество вопросов, результат записывается в разделе «Итого». АНКЕТА Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________ Возраст ______________________________________________________________________ Дата заполнения _______________________________________________________________ Кто заполнял __________________________________________________________________
Способности к познавательно-исследовательской деятельности Выражает мысли ясно и четко. Интересуется словарями, справочниками, журналами, научно-популярными изданиями. Хорошо понимает абстрактными понятиями, устанавливает обобщения, делает выводы. Интересуется необычными фактами, рассказывает о них, задает вопросы. Обладает хорошей сенсомоторной координацией. Не унывает, если его идеи и проекты не поддерживают взрослые или если эксперимент не удался. Пытается выяснить причины, смысл событий. Проводит много времени над созданием своих проектов: конструирует, строит, собирает. Любит обсуждать научные открытия и изобретения, часто задумывается над этим и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Музыкальные способности Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них. Хорошо поет. Умело подражает неречевым звукам, имитируя их. В игру на музыкальном инструменте, пение, танец вкладывает много чувства, энергии. Любит слушать музыкальные записи, стремится пойти на концерт или еще куда-либо, где можно послушать музыку. В пении, движении под музыку, игре на музыкальном инструменте выражает свое состояние, вкладывает определенное содержание. Быстро схватывает новые мелодии и воспроизводит их. Сочиняет оригинальные собственные мелодии. В движениях хорошо импровизирует под музыку. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Технические способности Хорошо выполняет задания по ручному труду. Легко выделяет строение объектов, соотношение и назначение их частей. Интересуется машинами и механизмами, пытается понять принципы их работы. С удовольствием конструирует. Пытается починить испорченные приборы. Использует старые детали для создания новых поделок. В конструировании и ручном труде сочетает разные материалы для создания объектов. Любит «загадочные» поломки, пытается понять их причину. Любит рисовать чертежи, схемы, хорошо в них ориентируется. Любит книги о машинах, механизмах, их создании и использовании.
Литературные способности Стремится рассказывать о событиях, о чем-то новом. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-то конфликта. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное исключает. Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основной мысли. Рассказывая о чем-либо, стремится выразить свои мысли как можно более точно. Чувствителен к смыслу слов, интересуется значением слов и их происхождением. С помощью лексики в рассказах передает эмоциональное состояние героев, изображает в рассказах героев «живописно», ярко. Умеет передавать детали, которые важны для понимания события. Придумывает рифмы, пытается сочинять стихотворения, передавая в них свои впечатления, эмоциональные состояния.
Общие интеллектуальные способности На занятиях легко и быстро ориентируется в материале. Предпочитает сложные задания, требующие умственного усилия, в ином случае скучает. Обладает чувством здравого смысла, использует знания в повседневной жизни. Хорошо и ясно рассуждает, оригинально мыслит, предлагает неожиданные решения. Улавливает связь между событиями, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков людей, мотивы их поведения, может объяснить причины и мотивы своих поступков. Быстро запоминает услышанное без социального повторения. Имеет богатый словарный запас, легко и осмысленно пользуется новыми словами. Проявляет пытливость, дает много вопросов, стремится получить на них исчерпывающий ответ, предлагая свои версии ответов, часто неожиданные.
Артистические способности Легко входит в роль другого человека, персонажа. Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив какой-нибудь конфликт. Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы. Хорошо передает чувства через мимику, пантомиму, жесты. Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человека, персонажа. Интересуется актерской игрой, пытается понять ее правила. Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов. Создает оригинальные образы. Выразительно декламирует. Пластичен.
Двигательные способности Энергичен, производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым. Быстро восстанавливается после физических нагрузок. Любит участвовать в спортивных играх, соревнованиях. Преуспевает в каком-либо виде спортивных игр. Быстро бегает. Координировано двигается, легко и грациозно. Гибкий и ловкий. Любит ходить в походы, бывать на открытом воздухе. Во время прогулок затевает подвижные игры, инициирует соревнования. Интересуется видами спорта, задает соответствующие вопросы, любит смотреть соревнования.
Художественные способности На рисунках большое разнообразие предметов, ситуаций, людей. В рисунках отражает определенную идею, создает и воплощает замысел. Серьезно, вдумчиво и заинтересованно относится к произведениям искусства, рассматривает, задает соответствующие вопросы, высказывает свою оценку. Оригинален в выборе тем, сюжетов, выразительных и изобразительных средств. В рисунках присутствует чувство ритма, любит рисовать узоры, предметные и сюжетные рисунки декорирует. Всегда готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины, композиции. В свободное время охотно рисует, лепит, делает аппликации, при этом создает предметы, имеющие художественное значение, например, украшения для дома, подарки, открытки. Прибегает к рисунку, лепке, чтобы выразить свои чувства и впечатления. Любит работать с пластилином, глиной, создавая трехмерные объекты. Проявляет эстетический вкус, чувствителен к красоте.
На протяжении всего периода наблюдения за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей. Для этого проводятся следующие мероприятия: анкетирование родителей и педагогов (приложение 1,2)