Революция в мире чтения? Сметанникова Наталья Николаевна президент РАЧ
Актуальные вопросы Читать ли классическую литературу в школе? Когда? Сколько? Кто и когда учит читать деловую и профессиональную литературу? Читать ли современную литературу? Когда, где, сколько ? Чтение (литература, текстовая деятельность )в школе и вузе?
Факты чтения или нечтения?(Чтение, которое объединяет г) 7% называют книги из школьной программы У чтения – женское лицо: (девочки, девушки, женщины до 30лет) Компетентный читатель -10% выпускников школ, 40% - читатели «по принуждению» 75% нуждаются в руководстве чтением Феномен «Робинзона Крузо»
Цели обучения и материалы Воспитание компетентного читателя Обучение учебному, профессиональному чтению Социализация личности Классическая художественная литература(хранитель ценностей) Учебная, нон-фикшн, профессионально- ориентированная Современная художественная и нон- фикшн
«Новые вызовы – новые виды грамотности», 2013г, Швеция Грамотные европеец: Образовательный минимум: грамотность чтения, математики, естествознания (PISA) Компьютерная грамотность Лингвистическая грамотность (3 европейских языка с 1986г)
Новые виды грамотности Информационная и медийная грамотность- lifelong & life wide: умение найти, сохранить и передать информацию для целей жизнедеятельности не только в течение всей жизни, но и во всех её сферах.
Новый набор умений и навыков и их приоритетность Анализ и синтез информации Критическое осмысление Использование информации для самовыражения Способность к независимому (автономному) обучению Готовность быть информированным профессионалом Способность творчески использовать в профессиональной деятельности
Интернет Использование:63% Европа, 78% Северная Америка, 67% Австралия Бизнес-модель работы в команде ПК, определение проблемы, нахождение информации, критическая оценка, синтез, решение проблемы, обсуждение результата
Стратегии экранного чтения Обнаружение информации Оценивание информации Синтез Коммуникация
«Революционность» чтения с экрана Теории чтения с экрана Факторная теория чтения(Джон Макинини) Дейктическая теория (Дональд Лью) Изменения Активный читатель и статичный текст поменялись местами Доступ в Интернет стирает значимость объема фоновой информации Разрыв между хорошо и плохо читающим сокращается
Новые приоритеты обучения Обучающийся Общеучебные умения и качества личности : хочет узнать, способен и готов узнать (компетентность) Навыки работы с Интернетом Любознательность Мониторинг понимания Критическое осмысление Синтез Преподаватель/учитель Роль учителя возрастает, но изменяется Центральное место – универсальные учебные действия, стратегии, приемы, способы, коммуникативные умения Подготовка преподавателя/учителя
Выводы и предложения Lifelong & life wide: В школе – баланс классической и современной литературы в разумных пределах, текстовая деятельность на всех предметах В вузах: профессионально-ориентированное чтение классической художественной литературы Чтение с экрана – привлекательный вид деятельности для мальчиков (?)
Спасибо за внимание! Русская ассоциация чтения (РАЧ) – –Контакты) Twitter.com/RusRead_Org Facebook.com/rusreadorg Общее собрание 29 ноября в 18часов,РГДБ Семинар ШГПГ - 29 ноября 2013г. с 15 часов