Педагогический совет на тему: Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их Составитель: Сосновских Валентина Владимировна, учитель-логопед МКДОУ Байкаловский детский сад 6 «Рябинушка»
Слово – это… Слово является важнейшей единицей языка, носителем значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами выражаются мысли, чувства и эмоции говорящего. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и грамматически связанных между собой. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора слов для более точного, оригинального и выразительного оформления мысли.
1.Уточнить знания о понятии «словарная работа». 2.Закрепить знания о задачах и содержании словарной работы. 3.Закрепить знания об общих вопросах методики словарной работы. 4.Закрепить знания о методике словарной работы в возрастных группах. Задачи:
Словарная работа – это… «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина. «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.
«Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого- педагогический словарь. «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.
Задание Вспомните какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Перефразируйте строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «Я» можно превратить в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собой», «дорогу» – в «путь», и т. п. Запишите текст, перефразирующий выбранную строфу, а прочитайте его вслух. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.
Таким образом, мы с вами практическим путем убедились в важности и необходимости проведения с детьми словарной работы формирования богатого активного словаря дошкольника
Направления словарной работы Обогащение словаря - введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; Уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности, синонимики и т. п.; Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение слов в предложения, словосочетания; Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Обогащение словаря Источники пополнения словаря Художественная литература Речь взрослых Разные виды деятельности Наблюдения за окружающим Общение Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Местоимения Числительные
Уточнение словаря Наполнение содержанием знакомых слов, которые употребляются детьми не вполне точно Работа над многозначными словами и переносным значением слов через анализ слов и уточнений их значения Работа над синонимами Работа над антонимами Обучение нормам лексической сочетаемости слов
Активизация словаря Активизация словаря важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
Устранение нелитературных слов Устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов Перевод их в пассивный словарь
Принципы словарной работы единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное понимание окружающего мира; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).
Методы накопления содержания детской речи методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны Две группы методов
ПЕРВАЯ ГРУППА ВКЛЮЧАЕТ МЕТОДЫ: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Введение новых слов в словарьЗакрепление и активизация словаря МетодыВозрастМетодыВозраст 1. Непосредст- венное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Рассматривание и обследование предметов Во всех возрастных группах Рассматривание игрушек Во всех возрастных группах Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых Рассматривание картин знакомого содержания Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки Начиная со средней группы Дидактические игры с игрушками, предме- тами и картинками Во всех возрастных группах Экскурсии (социальное окружение, природа) Словесные игрыВ средней и старших группах 2. Опосредство- ванное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Показ картин с незнако- мым (малознакомым) содержанием Главным обра- зом, в старших группах Лексические (словар- ные) упражнения Во всех возрастных группах Чтение и рассказывание литературных произве- дений Во всех воз- растных группах Загадывание и отгадывание загадок Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Главным образом, в старших группах Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Преимущест- венно в средней и старших группах
ВТОРАЯ ГРУППА МЕТОДОВ словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения
Определите, в какой возрастной группе можно использовать данные формы и методы работы 1. Осмотр помещения. 2. Целевые прогулки. 3. Занятие по ознакомлению с предметным миром 4. Занятия с образными игрушками 5. Хороводные игры 6. Рассматривание картин 7. Ознакомление с художественной литературой. 8. Проведение словарных упражнений. 1. Осмотр помещений. 2. Экскурсии 3. Рассматривание предметов 4. Сравнение, различение, обобщение. 5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним. 6. Рассматривание картин. 7. Дидактические игры 8. Драматизация и инсценировка с игрушками.
1. Занятие по обогащению словаря детей 2.Осмотр помещения. 3. Экскурсии. 4. Рассматривание предметов и живых объектов 5. Занятие по сравнению предметов. 6. Занятия по формированию родовых понятий 7. Беседы об игрушках. 8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам. 9. Ознакомление с художественной литературой. 10.Объяснение значений слов 11.Составление рассказов детьми 12.Упражнения и игры
Последовательность работы над словом обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; использование словаря в активной речи (автоматизация), в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.
Слова - омонимы Слова – антонимы Слова - синонимы Слова, обозначающие признаки предмета Слова, обозначающие названия действий предмета Родственные слова Ядерное слово
Словарная работа в разных видах деятельности бытовая деятельность трудовая деятельность игра творческая художественная деятельность детей занятия по другим разделам программы
Что входит в содержание словарной работы? 1.Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда ….) 2.Природоведческий словарь (Живая, неживая природа) 3. Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия) 4. Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства) 5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.
Анализ занятия Соответствуют ли возрасту детей поставленные задачи? На каком этапе находится работа по развитию словаря (обогащение словаря на основе наблюдений, уточнение и закрепление представлений и словаря, использование словаря в активной речи)? Какие методы и приемы используются в ходе занятия? Соблюдается структура занятия? С какими новыми словами должны познакомиться (закрепить в речи) дети? Что нового вы взяли для себя? Что бы сделали по-другому?
Решение педсовета Упорядочить словарную работу, для чего: при подготовке к занятиям, особенно по развитию речи, математике, изодеятельности, продумывать словарную работу; определять тематический словарик на каждое занятие; подбирать методические приемы работы над словом; максимально использовать дидактические игры, логические упражнения, лингвистические загадки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и т.д.; особое внимание уделять словарной работе вне занятий; оформить тематическую выставку «Советы родителям по словарной работе с детьми» (апрель); подготовить тематические словарики на весь год по всем темам в соответствии с календарно-тематическим планированием.