Процесс принятия решений в Швейцарии Эрик Нуссбаумер член парламента
Этапы законодательного процесса 1.Пред-парламентский этап 1.Предварительный проект, подготовленный государственными чиновниками, независимым экспертом или рабочей группой, собранной администрацией 2.Предварительные консультации возможны для определенных заинтересованных организаций и кантонов 2.Законопроект 1.Подготовленный экспертной комиссией (не только специалистами, но также представителями групп интересов, кантонов и партий)
3. Консультации по законопроекту 1.Инициированный федеральным советом или администрацией 2.Письменные консультации > все политические партии и все заинтересованные организации, а также кантоны, могут выразить свое мнение 3.Анализ результатов ведет к окончательному варианту законопроекта
4. Окончательный вариант законопроекта 1.Включает в себя цели, содержание, финансовые последствия… 2.Передается другим департаментам администрации >> последнее рассмотрение 5. Принятие закона федеральным советом 1.Принимается в рамках парламентской процедуры
6. Швейцарская двухпалатная система 1.Рассмотрение компетентным комитетом первой палаты 2.Пленарное заседание первой палаты > окончательное голосование 3.Передача во вторую палату 4.В случае разногласий законопроект передается из палаты в палату для их урегулирования (2 раунда) 5.Если сохраняются разногласия >> согласительный комитет 6.Принятие
7. Референдум 1.Всенародное голосование может быть обязательным или факультативным
Пред-парламентский этап Крайне важный этап для принятия качественных законов в Швейцарии Решение возникает как результат сотрудничества между государственными и негосударственными акторами – Комиссия экспертов – Консультационная процедура >> факультативный референдум > решения с широкой поддержкой >> консенсусная демократия
Общественное участие в территориальном планировании и экологическом законодательстве Право принимать участие, а также выступать с общественными инициативами крайне хорошо развиты – Хорошее сотрудничество между заинтересованными сторонами Планы землепользования в т.ч. одобряются в результате процесса непосредственной демократии Экологические НПО имеют коллективное право апелляции Стоимостно-эффективный инструмент поддержки экологического законодательства