Проект по развитию творческого воображения младших школьников Педагог-психолог ГБОУ СОШ 473 Шведова Татьяна Викторовна
2
3 гностически- эвристическая: воображение активно способствует познанию, – позволяет представить действительность в образах, что облегчает процесс усвоения информации и работу с ней; гностически- эвристическая: воображение активно способствует познанию, – позволяет представить действительность в образах, что облегчает процесс усвоения информации и работу с ней; прогностическая: воображение способствует выработке целей, предвосхищая результаты деятельности, позволяет «увидеть» ситуацию, скорректировать ее; коммуникативная: всякий продукт творчества всегда адресован другим людям; защитная: воображение дает возможность «разрядки» негативных состояний личности. Функции воображения
4
Разработка и апробация проекта проводилась в 2009 году на базе ГОУ СОШ «Школа здоровья» 473 ЮВАО города Москвы. Были задействованы учащиеся двух параллелей 2 и 3 классов по 15 человек в каждой из них в возрасте от 8 до 10 лет. Всего участников: 60 (30 – контрольная группа, 30 – экспериментальная). 5
Результаты работы оценивались по методикам: «Незаконченные фигуры» (Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Е.Е. Туник). «Повторяющиеся линии» (Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Е.Е. Туник). «Четырехмодальностный эмоциональный вопросник» (Л.А. Рабинович). «Шкала самооценки эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс). 6
Первоначально были собраны данные о наличествующем уровне развития творческого воображения и эмоциональной сферы младших школьников, после чего с учащимися была реализована программа развития творческого воображения. Затем было проведено повторное исследование творческого воображения и характеристик эмоциональной сферы участников контрольной и экспериментальной групп. Далее была осуществлена математическая обработка данных и сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп до и после реализации развивающего обучения. 7
Развитию творческого воображения младших школьников способствует включение их в самые разнообразные формы деятельности, то есть расширение кругозора детей, накопление их опыта. 8 ПОЭТОМУ:
9
10 Полученные первоначально данные показали, что творческое воображение у младших школьников развито недостаточно, а в эмоциональной сфере наряду с переживанием радости наблюдаются высокие показатели по эмоциям гнева, печали и страха. Реализация программы развития творческого воображения способствовала улучшению таких показателей воображения младших школьников как «беглость», «оригинальность», «разработанность», «название», «сопротивление замыканию». Рисунки детей стали более красочными, детальными. Характеристики эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста также подверглись изменению: увеличились показатели по эмоции радости и снизились по гневу, страху, печали, также были снижены переживания тревожности, подавленности, усталости и беспомощности. Дети стали более спокойными, общительными, вежливыми, внимательными друг к другу, проявлений вербальной и физической агрессии стало значительно меньше. У контрольной группы изменений не наблюдалось. Отсюда были сделаны выводы об эффективности программы и ее практической значимости. Полученные первоначально данные показали, что творческое воображение у младших школьников развито недостаточно, а в эмоциональной сфере наряду с переживанием радости наблюдаются высокие показатели по эмоциям гнева, печали и страха. Реализация программы развития творческого воображения способствовала улучшению таких показателей воображения младших школьников как «беглость», «оригинальность», «разработанность», «название», «сопротивление замыканию». Рисунки детей стали более красочными, детальными. Характеристики эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста также подверглись изменению: увеличились показатели по эмоции радости и снизились по гневу, страху, печали, также были снижены переживания тревожности, подавленности, усталости и беспомощности. Дети стали более спокойными, общительными, вежливыми, внимательными друг к другу, проявлений вербальной и физической агрессии стало значительно меньше. У контрольной группы изменений не наблюдалось. Отсюда были сделаны выводы об эффективности программы и ее практической значимости. Результаты:
11 Материалы программы могут быть применены на практике, – в работе психологических служб школ, – с целью развития творческого воображения младших школьников, снижения у них переживания негативных эмоциональных состояний и формирования положительных эмоций.