Семинар педагогов дополнительного образования « Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования» Малова Татьяна Юрьевна методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДЮ Большое Мурашкино 2011
1. Что такое личностно- ориентированный подход? 2. Из каких компонентов он состоит? 3. Как организовать личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком?
Личностно - ориентированный подход - что это?
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятии, идей и способной действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. 1
Параметры сравненияИндивидуальный подходЛичностно- ориентированный подход 1. Теоретико-методологическая основа Идеи традиционной педагогической парадигмы Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии 2. Цель использования На основе индивидуальных способностей учащихся способствовать формированию ЗУНов и социально ценных качеств На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности 3. Содержательные аспекты применения Когнитивный, практико- операционный, аксиологический компоненты содержания образования Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития 4. Организационно- деятельностные и отношенческие аспекты использования Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных отношений помогающих отношений 5. Критерии анализа и оценки эффективности применения Основные критерии – обученность учащихся как сформированность ЗУНов и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт
Из каких компонентов складывается личностно- ориентированный подход? 2
Первая составляющая – основные понятия индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных или общих черт, отличающих от других индивидов и человеческих общностей; личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности; самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей; субъект – индивид или группа, обладающие осознанной или творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности; Я-концепция – осознаваемая или переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления свой активности; педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию проверенной и оперативной помощи детям в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С.Газман, Т.В.Фролова).
Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания обучающихся Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.
Принцип субъективности. Создание условий для формирования индивидуальности личного учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их физическому развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности детского объединения, способствовать формированию обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогической целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в детском объединении.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Третья составляющая - технологическая Технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованием, как: диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; представление учащемуся необходимого партнерства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и проведения.
Личностно-ориентированный подход Основные понятия Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъектность Я-концепция выбор Педагогическая поддержка Принципы Самоктуализации Индивидуальности Субъектности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Методы Диалога Игровые Рефлексивные Педагогической поддержки Диагностические Создания ситуации выбора и успеха
3. Как организовать личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком? 3 3
Литература Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.