Николай Николаевич Ге ( )
Ге, Николай Николаевич знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже. Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком; детство свое Ге провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и помещен в 1 киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико- математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу «Ахиллес оплакивает Патрокла» в 1855 г. малую, а за программу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 г. большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 г. и посмертная выставка произведений Поля Делароша.
В картине «Что есть истина?» Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Л. Н. Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его собственным словам, что оно составляет «эпоху в христианской живописи», ибо вместо «отношения к Христу как к Богу» дает «нравственное понятие его жизни и учения». Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» и «Голгофа». В двух вариантах «Распятия» атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских икон ».
Мастер выступил и как реформатор исторического жанра. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» и «Пушкин в Михайловском» уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту.
Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты в частности, портрет Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н. И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад, демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи. Портрет А. Герцена.
Портретам И. И. Ге придавал особую одухотворенность. Каждый раскрытие неповторимо индивидуальной «жизни человеческого духа», что делает их созвучными портретным образам, созданным художниками на рубеже XIXXX веков. В портрете П. И. Петрункевич Ге вплотную подошел к приемам пленэристической живописи. Индивидуальные черты модели приглушены: лицо, фигура погружены в глубокую, хотя и прозрачную тень. Настороженная тишина затененной комнаты, беспокойная игра отражений в стеклах распахнутого окна, контрастирующая с яркой, освещенной солнцем зеленью сада, отрешенность от окружающего погруженной в чтение девушки насыщают атмосферу картины интонацией глубокого затаенного волнения
Хотя Ге сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его «духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М. А. Врубеля до С. М. Романовича.
Н.Н. Ге – великий русский художник. Характерной чертой русских художников, и прежде всего великих мастеров, была тесная и неразрывная связь с России, русским народом. Русское искусство всегда отличалось своей гражданственностью, патриотизмом.