Причины нарушений школьной дисциплины у пятиклассников Кунакбаева Алена Андреевна, 9-а класс, МБОУ СОШ 1 РУКОВОДИТЕЛЬ: ЖОРНЯК НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА Цель: в ходе исследования выявить причины нарушений школьной дисциплины учащихся пятого класса.
ЗАДАЧИ: 1.РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ НАРУШЕНИЙ ДИСЦИПЛИНЫ ШКОЛЬНИКОВ, ВЫЯВИТЬ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 2.СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ И САМОДИСЦИПЛИНЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 3.РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ И УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ В этом году среднее звено школы пополнилось 39 пятиклассниками. Отсутствие четкого порядка в классе, организованности, точного и добросовестного исполнения пятиклассниками требований учителей приводит к непродуктивности и низкому качеству урока. Обсуждение дисциплины в одном из пятых классов, затруднения педагогов в работе с учащимися на педсовете подтолкнули к началу моего исследования.
. Объектом исследования является изучение дисциплины и её нарушений учащихся 5-б класса. Практическая значимость исследования Материалы и результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов для организации методической работы с педагогами, а также для педагогического просвещения родителей. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ: 1.Информирование педагогического коллектива с данными полученного исследования. 2. Обновление содержания учебного материала и методов преподавания с целью повышения учебной мотивации, возникновения внутренней мотивации. 3. Профилактика дезаптации пятиклассников. (семинары психолога с учителями и работа родителями).
Дисциплина- наличие в порядка, определенных правил школе) твердо установленного и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников в усвоении учебного материала. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей
Различные формы нарушений дисциплины пятиклассниками
мотивы нарушений
Причины нарушений дисциплины по мнению низкий уровень самодисциплины- отсутствие внутренней мотивации- неумение контролировать свои эмоции- неготовность к урокам детей, деструктивная атмосфера класса- непрофессионализм педагога( не владеет материалом, плохая организация урока, поэтому не умеет держать дисциплину в классе)- Плохая подготовка к уроку учителя 1.Основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. 2.Резкое изменение условий обучения, разнообразие, качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями – огромная нагрузка на психику
Психологические особенности ПЯТИКЛАССНИКОВ Трудности у пятиклассников может ВЫЗЫВАЕТ необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. С адаптационным периодом, часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. Рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов Характерен негативизм- стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Дети становятся более тревожными, робкими, или напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит… Повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых.
Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возрасту 1. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). 2. Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). 3. повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. 4. Повышенная критичность к себе и окружающим. 5. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье. 6. начальный этап полового созревания:упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость,ранимость, обидчивость и отгороженость. 7. обострение чувства собственного достоинства
Влияние нервно-психического состояния на учебную деятельность. Возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе. У ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие.Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире. Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием.
методы решения проблемы школьной дисциплиныметоды решения проблемы школьной дисциплины, применяемые в школе :. : У слабого учителя:У сильного учителя: повышение голоса,крик записи в дневниках Вызов родителей Помощь социального педагога Помощь, директора Двойка за поведение увлекательность изложения материала разнообразные виды деятельности на уроке разноуровневые задания энергичный темп ведения урока дружелюбное отношение к ученика выдержка педагога Дополнительный интересный материал
Выводы: Плохая дисциплина на уроке- зависит от ряда причин- пятиклассники входят в подростковый возраст, у них наблюдается резкая смена настроений, дети еще не адаптировались к новым для них условиям: обезличивание отношений с педагогами, отсутствие привычных условий, новые требования, ослабление контроля за поведением на перемене и на уроке приводят к нарушениям различного рода. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ХОРОШО ЗНАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах: у опытных, хорошо знающих свой предмет учителей на уроках не бывает нарушений дисциплины. И, наоборот, плохо подготовленный урок учителем насыщен разговорами школьников, играми на телефонах, смехом, различными другими нарушениями. Огромное значение имеет качество отношений между учителем и учеником, их партнерство, а также атмосфера класса: поддерживающая или декструктивная. Личность учителя является основой и залогом дисциплины на уроках: требовательность, яркий образ учителя-все это несет воспитывающую функцию и формирует мотивацию к предмету, который ведет этот учитель. Учитель должен всегда быть интересен для учеников как личность