Школа, семья, социум. Как помочь друг другу?
Достигнуть успеха в воспитании детей можно только при взаимодействии родителей, педагогов и классных руководителей.
Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, а качество определяется параметрами: -социально- культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей ; -социально- экономический определяется занятостью родителей на работе; -технико- гигиенический зависит от условий проживания; -демографический определяется структурой семьи.
Современные семьи развиваются в условиях новой и противоречивой общественной ситуации: -падение жизненного уровня большинства семей; -рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; -увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей; -значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Задачи : - дать максимум педагогических знаний родителям ; - формировать стремление к достижению жизненного успеха ; - оказывать совместную с родителями помощь в профессиональном самоопределении учащихся.
Основные принципы : - доброжелательность и дипломатичность ( родитель - педагоги – учащиеся - социум ); - гуманистический стиль общения и взаимодействия ; - сотрудничество с родителями и учащимися, уважение личности ; - сотрудничество с социумом.
Основные направления: - просветительское – психолого- педагогическое просвещение родителей ; -консультативное – совместный психолого- педагогический поиск методов и приёмов эффективного воспитания подростка; -коммуникативное – обогащение родителей и старшеклассников опытом воспитания; -познавательно- образовательное – совместное проведение мероприятий, направленных на формирование общечеловеческих ценностей, профессиональное самоопределение.
Формы работы: -наблюдение, беседы ( индивидуальные и внутриклассные); -рефлексия совместно проведённых мероприятий; -родительские собрания ( классные и общешкольные); -анализ работы класса ( совместное обсуждение положительных и отрицательных моментов);
Результаты : - усвоение учениками значимости общечеловеческих ценностей, патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения ; - умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими ; - желание продолжить обучение после окончания школы.
Особенности социального развития ребёнка определяет первый и важнейший социально - педагогический институт – семья. А. С. Макаренко призывал строить общую творческую жизнь везде : в школе, в детском саду, в семье – и тем самым превращать семью, школу в единый жизнедеятельный коллектив.