Чекалин Вадим Сергеевич Зав. кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (Инжэкон)
Энергетический комплекс мегаполиса Состояние энергетики в городах России физический износ котельных достиг 55%, коммунальных сетей теплоснабжения – 63-65%, электрических сетей – 58%. Для большинства объектов характерным является технико-технологическая отсталость Система управления энергетическим комплексом имеет монопольно-ведомственный характер.
Энергетический комплекс мегаполиса Причины сложившейся ситуации дефицит финансов, отсутствие инвестиций, перерасход потребления энергии (в 2-3 раза выше, чем в Европе), высокие издержки производства чрезмерный монополизм, отсутствие механизма стимулирования ресурсосбережения
Возможности использования альтернативной энергетики Ветроэлектростанции. Солнечные станции. Электроэнергия за счёт приливов. Геотермальная электроэнергия. Альтернативная энергетика имеет ограниченное применение
Теплоснабжение в мегаполисе 25-35% всех энергоресурсов России тратится на отопление, при этом потери достигают 30% (в развитых странах - около 2%), 45-70% теплосетей требуют ремонта или замены, система централизованного теплоснабжения крайне не эффективна, технологически устарела и нуждается в реконструкции, но для её проведения требуются огромные ресурсы
Стратегия развития теплоэнергетики Основная цель стратегии - повышение эффективности систем теплоснабжения на основе внедрения передовых технологий и адекватной системы управления
Стратегия развития систем теплоэнергетики Важнейшие задачи стратегии: Обеспечение потребителей в тепловых ресурсах; Обеспечение надежной работы систем теплоснабжения города; Внедрение энергосберегающих технологий; Формирование эффективной системы управления теплоснабжением и стимулирование энергосбережения; Повышение уровня менеджмента
Эффективность от применения ресурсосбережения в ИЭК Снижение себестоимости единицы энергии Снижение энергетических потерь Ресурсосбережение ИнновацииИнвестиции
Стратегия развития систем теплоэнергетики Барьеры на пути реализации стратегии: Отсутствие средств у властей города для финансирования энергоэффективных проектов. Отсутствие ресурсов у энергетических предприятий и трудности в привлечении долгосрочных кредитов Слабое развитие энергетического менеджмента, в т.ч. отсутствие должной квалификации у руководителей и специалистов в данной сфере
Перфоманс-контракт ЭСКО Основные участники договора ЭСКО: Инвестор – вложение инвестиционных ресурсов Органы власти и управления городом – поддержка энергетических предприятий, гарантии инвесторам, принятие программ и проектов и подготовка нормативно-правовой базы развития энергетики Комитет по тарифам – согласованное регулирование тарифов в проектный период Менеджерская фирма по реализации проекта – разработка и реализация проекта, координация работы участников, регулирование финансовых потоков проекта
Инвестицион- ный проект Органы власти и управления городом Менеджерская фирма по реализации проекта инвестирование Потребители энергии Инвестор Га- ран- тии Обя- за- тель- ства контроль, инвестирование Производитель энергии возврат инвестиций плата за энергию Договор найма Независимые консультанты орга низа ция, конт роль тарифы Проектная организация Пос- тав- щики топ- лива Производитель оборудования Ин- фор- ма- ция Страховые компании Комитет по тарифам Схема хозяйственных взаимоотношений участников реализации проекта
Централизованное теплоснабжение Возможности для экономии энергоресурсов : энергопотребление жилых зданий (49 % от общего объема энергозатрат), промышленность (38%), бюджетная сфера, включая сектор жилищно- коммунальных услуг (42%).
Централизованное теплоснабжение Резервы повышения эффективности теплоснабжения в городах России: возможности снижения потерь тепловой энергии при её транспортировки (в несколько раз); существенное снижение потребления электрической энергии на работу сетевых насосов; снижение потребления тепловой энергии за счет применения автоматики «день/ночь» и устранения «перетопов», на 25-40%; снижение стоимости строительства и реконструкции сетей теплоснабжения, на 25-50%.
Нормативно-правовое обеспечение реформы теплоэнергетики Федеральный закон «Об энергосбережении»; Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»; Другие
Выводы 1. В последние лет произошли существенные изменения в экономико-правовых отношениях в энергетических системах. 2. Возникла необходимость соответствия современным стандартам во всех энергетических системах, включая теплоснабжение. 3. Отечественная отрасль теплоснабжения, в силу природно-климатических и технологических особенностей, оказывает существенное воздействие на конкурентоспособность в смежных отраслях, а также на экологию и качество жизни граждан.
выводы 4. Эффективное централизованное теплоснабжение, в силу своего естественного монополистического положения, невозможно без централизованного регулирования путём создания условий для развития отрасли. 5. Для эффективного управления централизованным теплоснабжением, государство обязано создать действенные инструменты, стимулирующие повышение эффективности отрасли: тарифы, учёт, ценообразование монополистов и другие.