Сущность педагогического сопровождения (тьюторства) Сапожникова Т.Н., доктор педагогических наук, профессор
Схема педагогического сопровождения Воспитанник Наставник Партнерские отношения «сопровождение» Социокультурная среда
Сопровождение: партнерские отношения между педагогом и воспитанником, первый из которых оказывать помощь второму, не ограничивая его активность и самостоятельность в решении какой-либо проблемы
Педагогическое сопровождение: это компонент педагогического процесса, предполагающий со-участие педагога в индивидуальном развитии воспитанника за счет стимулирования развития способностей, позволяющих молодому человеку самостоятельно решать актуальные задачи с опорой на собственные ресурсы
Позиции участников взаимодействия Обучающийся (воспитанник): Субъект деятельности по решению актуальной для себя проблемы Субъект взаимодействияПедагог: Субъект педагогической деятельности Субъект взаимодействия
Функции педагогического сопровождения: фасилитирующая, фасилитирующая, диагностическая, диагностическая, стимулирующая, стимулирующая, развивающая, развивающая, социально-ориентирующая, социально-ориентирующая, обучающая, обучающая, рефлексивно-оценочная рефлексивно-оценочная
«Педагогическая помощь» – родовое понятие для «педагогической поддержки» и «педагогического сопровождения» Педагогическая помощь – это содействие учителя ученику в ситуации, вызывающей затруднения
Педагогическая поддержка «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческоедостоинство и самостоятельно достиг» (О.С. Газман)
Принципы педагогического сопровождения Общие: Стимулирование саморазвития Стимулирование саморазвития Нравственного саморегулирования Нравственного саморегулирования Актуализации ситуации Актуализации ситуации Социального закаливания Социального закаливанияСпециальные: Эмпатийного взаимодействия Эмпатийного взаимодействия Формирования антиципации Формирования антиципации Формирования мотивационной перспективы Формирования мотивационной перспективы Развивающей социальной интеракции Развивающей социальной интеракции Дилеммности воспитания Дилеммности воспитания «Социального зеркала» «Социального зеркала»
Методы педагогического сопровождения: это такой способ партнерских отношений между старшеклассником и значимым для него взрослым, при котором создаются условия для самовоспитания всех сущностных сфер личности
Форма педагогического сопровождения – это внешняя организация рассматриваемого процесса, обеспечивающая реализацию указанных целей, содержания и методов Опосредованные: Формы организации педагогического процесса Формы организации педагогического процессаНепосредственные: Диагностика Диагностика Консультирование Консультирование Тренинги Тренинги Спецкурсы (факультативы) Спецкурсы (факультативы) Включение в с/з деятельность Включение в с/з деятельность
Технология педагогического сопровождения: Этап предвзаимодействия (автономного бытия) Этап «первой встречи» Диагностико-договорной этап Этап собственно сопровождения (со-бытие педагога и воспитанника) предоставление необходимой информации и формирование необходимых умений и навыков (компетентностей); изменение отношения человека к задаче как непосильной проблеме; реконструкция социальных установок; формирование ценностного отношения к себе, своей жизни, профессиональной деятельности и пр. Рефлексивный этап
Варианты педагогического сопровождения В работе с обучающимися, имеющими нулевой или низкий уровни, используется вариант педагог «впереди», предполагающий превентивную помощь ребенку на каждом этапе (опережающее сопровождение) В работе с обучающимися, имеющими нулевой или низкий уровни, используется вариант педагог «впереди», предполагающий превентивную помощь ребенку на каждом этапе (опережающее сопровождение) С обучающимся со средним уровнем готовности – вариант педагог «рядом», отличающийся построением особого диалога, в процессе которого дети приобретают способность самостоятельно решать поставленную задачу (своевременное сопровождение) С обучающимся со средним уровнем готовности – вариант педагог «рядом», отличающийся построением особого диалога, в процессе которого дети приобретают способность самостоятельно решать поставленную задачу (своевременное сопровождение) С обучающимися с высоким уровнем готовности – вариант педагог – «сзади», характеризующийся рефлексивной оценкой самостоятельно принятого решения и предпринятого в соответствии с ним поступка (поддерживающее сопровождение) С обучающимися с высоким уровнем готовности – вариант педагог – «сзади», характеризующийся рефлексивной оценкой самостоятельно принятого решения и предпринятого в соответствии с ним поступка (поддерживающее сопровождение)
Жизненное самоопределение – экзистенциальный выбор человека, заключающийся в принятии им решения о смысле собственной жизни на основе рефлексивно- ценностного осмысления пережитых событий Жизнь становится целенаправленной При отсутствии собственной цели человек становится исполнителем целей других людей Жизненное самоопределение – экзистенциальный выбор человека, заключающийся в принятии им решения о смысле собственной жизни на основе рефлексивно- ценностного осмысления пережитых событий Жизнь становится целенаправленной При отсутствии собственной цели человек становится исполнителем целей других людей Жизненное самоопределение ПрофессиональноеСоциальноеЛичностное
Особенности педсопровождения жизненного самоопределения воспитанников Отличается целенаправленностью, пролонгированностью, субъективностью, недирективностью, погруженностью в реальную повседневную жизнь воспитанника, а также особыми развивающими отношениями между взрослым и ребенком на всех этапах кризиса Отличается целенаправленностью, пролонгированностью, субъективностью, недирективностью, погруженностью в реальную повседневную жизнь воспитанника, а также особыми развивающими отношениями между взрослым и ребенком на всех этапах кризиса Предусматривает оказание помощи в соответствии с закономерностями естественного развития личности, открывает перспективы личностного роста, помогает человеку «войти в ту зону ближайшего социального развития», которая для него актуальна, но пока еще не доступна Предусматривает оказание помощи в соответствии с закономерностями естественного развития личности, открывает перспективы личностного роста, помогает человеку «войти в ту зону ближайшего социального развития», которая для него актуальна, но пока еще не доступна Создание условий для перехода личности от помощи извне к самопомощи, предусматривающее включение воспитанника в такое социальное пространство, в котором позиция «Все в моей жизни зависит от обстоятельств» постепенно превратилась в позицию «Я – хозяин своей жизни» Создание условий для перехода личности от помощи извне к самопомощи, предусматривающее включение воспитанника в такое социальное пространство, в котором позиция «Все в моей жизни зависит от обстоятельств» постепенно превратилась в позицию «Я – хозяин своей жизни»
Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения юношей и девушек принцип развивающего социального взаимодействия; принцип развивающего социального взаимодействия; принцип эмпатийного социального взаимодействия ; принцип эмпатийного социального взаимодействия ; принцип субъективации ; принцип субъективации ; принцип свободного экзистенциального выбора воспитанником; принцип свободного экзистенциального выбора воспитанником; принцип индивидуализации; принцип индивидуализации; принцип вариативности принцип вариативности
Этапы взаимодействия педагогов и воспитанников 1. Установление с учащимися продуктивной коммуникации, базирующейся на принятии друг друга, взаимном уважении, доверии и интересе 2. Выявление особенностей онтогенеза, направленное на изучение всех сущностных сфер, а также актуальных личностных проблем 3. Ознакомление старшеклассников с системой терминальных и инструментальных ценностей 4. Содействие им в осознании и вербализации внутриличностного конфликта 5. Предоставление возможности воспитанникам самостоятельно определить смыл и цели своего бытия, выстроить траекторию «ближних» и «дальних» жизненных перспектив 6. Включение учащихся в ситуации (естественное и специально смоделированное), способствующие самостоятельному решению актуальных жизненных проблем 7. Побуждение старшеклассников к генерированию и отбору вариантов решения экзистенциальной задачи, построение общей модели ее решения 8. Поддержание наставником любого выбора воспитанника, предоставление возможности социальной пробы 9. Стимулирование рефлексии 10. Создание условий для самовоспитания у учащихся саногенного мышления 11. Обсуждение и утверждение (или переосмысление) ценностей 12. Экзистенциальный и социальный выбор
Спасибо за внимание!