Выступление на тему: Основы личностно- ориентированного обучения Подготовил: заместитель директора по УР Кузьмин С.А г.
Сущность личностно- ориентированного обучения (ЛОО) осознанная ориентация учителя на личность учащегося, что является условием его развития; личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика, что является сущностью их развития.
Назначение ЛОО Содействовие становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала; Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.
Цель ЛОО Заложить в ребенке механизмы - самореализации; - саморазвития; - адаптации; - саморегуляции; - самозащиты; - самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Задача ЛОО Главная задача педагогов, исповедующих личностно ориентированное обучение,- содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве- организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Функции ЛОО гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества.
Компоненты содержания ЛОО аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации); когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития); деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей); личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
Компоненты содержания ЛОО личностно- смысловой сферы Содержательные аспекты личностно ориентиованного образования прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно- смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса образования.
Условия построения ЛОО межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении - педагогами, одноклассниками, другими учащимися (микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии как основа формирования микрогрупп в классах, уровень сплоченности ученических групп и т.д.); направленность и особенности организации учебного процесса, в значительной степени определяющей характер взаимодействия между участниками образовательного процесса в их деятельности (учебной и педагогической). Здесь важными являются приоритетные методы преподавания / учения, ориентация на коллективные / индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
Условия построения ЛОО степень профессиональной компетентности педагогов школы, «качество» преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированности профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации конструктивного взаимодействия, инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию, личностному росту и др.); материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной литературы, наглядных пособий, школьного оборудования и мебели, соблюдение санитарно-гигиенических требований и др.).
Позиция ученика в ЛОО учащийся как субъект своей жизнедеятельности. Это изначально и всегда, от рождения до наступившего для него возраста. Здесь степень влияния педагога достаточно ограничена. Этот вид субъектности развивается практически независимо от педагога; учащийся как субъект деятельности и общения, складывающихся в образовательной ситуации. Тоже всегда, но в разной мере. Эта субъектность нарастает по мере освоения учеником приемов, способов, условий учебной деятельности. Позиция и действия педагога, направленные на организацию совместной по форме и индивидуальной по направленности деятельности в ходе образовательного процесса, может способствовать развитию этого вида субъектности или тормозить его; учащийся как субъект обучения, воспитания, образования в целом. Реализуется далеко не всегда, не в любой педагогической ситуации. Термин «школьник как субъект образования», в сущности, означает открытость его воспитательным и образовательным влияниям, склонность рассматривать как помогающие, облегчающие его жизнь, принятие как своих целей воспитания и образования, его развитие, как становление особой формы целостности, включающей в себя четыре формы субъектности: субъект витального отношения к миру; субъект предметного отношения; субъект общения; субъект самопознания.
Позиция педагога в ЛОО 1. Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ученике, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами подростка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью. 2. Учитель как исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах: первый аспект - умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого подростка в учебном взаимодействии; второй аспект - использование учителем в процессе обучения психо диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии подростка, о его успехах и трудностях; третий аспект - применение учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Учитель должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знаний.
Позиция педагога в ЛОО 3. Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция). Учитель-фасилитатор - это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового. Учитель-фасилитатор строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия. 4. Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности -учащихся в учителе, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.
Отношения учителя и ученика в ЛОО Взаимоопределение - педагог предлагает ребенку соотнести личные смыслы и позиции по поводу какого-либо образовательного объекта. Самостоятельное доопределение - педагог и ребенок автономно определяются в личных смыслах и позициях с учетом заявленного смысла партнерства, формулируют личную цель, выбирают способ деятельности. Собственно творческий акт может происходить как во взаимодействии, так и автономно (в этом случае в структуру деятельности педагога на этом этапе обязательно включается контроль безопасности партнера-ребенка). Самоопределение по поводу результата деятельности -педагог и ребенок самостоятельно соотносят цель и результат совершенного акта. Взаимоопределение ребенка и педагога - совместная рефлексия ребенка и педагога, поиск общих смыслов и ценностей совершенного. Самодоопределение - автономная глубокая личная рефлексия ребенка и педагога, эмоциональное реагирование (радость, страдание). Взаимная реабилитация - сорадование, сострадание. Личная реабилитация - индивидуальное переживание, утверждение или переоценка личных ценностей. Достройка «Я» ребенка и педагога (как результат), ведущая опять к началу предложенного алгоритма и запускающая всю цепочку снова и снова.
Выводы Личностно ориентированными можно считать в образовании лишь те изменения, в которых доминирующим выступает «личностное измерение», то есть те аспекты образовательного процесса, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием учащихся, а также других участников образовательного процесса.Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.
Используемая литература Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования.- Научно- практический журнал «Завуч» с. 91 Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированного урока.- Научно-практический журнал «Завуч» с. 5