Форум по стратегическому планированию в статистике в странах Центральной Азии, Бишкек, Республика Киргизия, мая 2006 г. Олег Кара, заместитель генерального директора НБС Построение партнерских отношений с пользователями статистической информации Национальным Бюро Статистики Республики Молдова
Законодательные рамки Согласно Закону об официальной статистике (принятым Парламентом РМ ) : ООС обеспечивают широкий круг пользователей качественной статистической информацией об экономическом, социальном, демографическом положении в стране, состоянии окружающей среды,тенденциях их развития; Деятельность ООС основывается на Фундаментальных Принципах Официальной Статистики принятых ООН, в частности: Беспристрастность в производстве и распространении официальной статистической информации ; бесплатный, равный (по объему, срокам и т.д.) доступ к ней всех пользователей; Транспарентность ( в частности по метаданным); Конфиденциальность и т.д.
Законодательные рамки продолжение Национальное статистическое бюро (НБС) организует и координирует деятельность по производству и распространению официальной статистики; Координационный совет по статистике (15 преставителей: органов власти, научных, бизнесс-кругов, масс- медия, профсоюзов, патроната, ООС); Перечень статистической продукции определяется Программой, утверждаемой ежегодно Правительством; Дополнительная информация, запрашиваемая потребителями сверх объемов предусмотренных Программой и другие услуги предоставляются заказчикам за плату.
Законодательные рамки продолжение Стратегия Экономического Роста и Сокращения Бедности (утвержденная Парламентом в 2005 г.),План действий Молдова- ЕС ( утвержденный Правительством в 2005 г. ) предусматривают необходимость и меры по развитию национальной статистики.
Взаимоотношения между НБС и его партнерами: Другими органами официальной статистики (ООС) Пользователями статистической информации Поставщиками : -статистической информации -административных данных
неудовлетворенный спрос H Б С П О С Т АВ Щ И К И ИН- ФОР- МАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИПОЛЬЗОВАТЕЛИ нагрузка на респондента Взаимоотношения между НБС, пользователями и поставщиками статинформации
Основные группы пользователей Внутренние пользователи (РМ) Государственные органы Органы масс- медия Научные круги Неправительственные организации Бизнесс- круги Граждане Внешние пользователи Международные организации Статистические офисы других стран Другие ( научные и другие учреждения, и т.д.)
Сотрудничество НБС с пользователями Двух - и многосторонние рабочие группы с участием заинтересованных министерств и ведомств Сотрудничество с заинтересованными органами при разработке ежегодной программы статистических работ и т.д. Участие в работе Коллегии НБС представителей, Министерства Экономики, Академии Экономических Знаний,НИИ экономики, финансов и статистики Экономического совета при Премьер- Министре страны
Сотрудничество НБС с пользователями продолжение Организация : - встреч с целью ознакомления пользователей с системой статистических показателей, методологии их расчета, методов сбора информации, рассмотрения, и обсуждения проблемных вопросов; - пресс-конференций по самым важным событиям (по организации и результатам переписи населения, выпуску ежегодников и т.д.), - конференций, семинаров для лучшего ознакомления пользователей с ролью и местом официальной статистики в современном обществе ( ежегодно с 2003 г.);
Сотрудничество НБС с пользователями продолжение Участие НБС в различных выставках, книжных распродажах(с 2005 г.) Анкеты пользователей; К услугам пользователей–библиотека НБС; Подписание Республики Молдова к Специальному стандарту распространения данных (SDDS) МВФ (2 мая 2006 г.) – начало нового этапа в совершенствовании распространения статистической информации;
Основные проблемы во взаимоотношениях с пользователями Пользователи, особенно государственные органы еще не осознали, что роль и функции органов статистики в обществе с рыночной экономикой кардинально отличаются от тех которые характерны тоталитарному обществу (в особенности по уровню детализации, срочности, точности;конфиденциальности и т.д.)
Основные проблемы во взаимоотношениях с пользователями продолжение Отсутствие высокого доверия пользователей к статистическим данным: - недостаточная информированность потребителей; - традиционно невысокое доверие к государственным органам ; Низкий уровень развития информационных технологий
Анкета пользователей 2005 г. Относительно высокая оценка качества статистики по: - полноте - периодичности - использованию адекватной статистической методологии - доступности данных
Анкета пользователей 2005 г. Респонденты высказали меньшее удовлетворение: - своевременностью ( оперативностью ) получения информации - уровнем ее детализации - уровнем точности
Стратегическое планирование Основные пути развития национальной статистики до 2006 г. Стратегия совершенствования распространения статистической информации на г.г.
Цель: Определение основных направлений и порядка совершенствования распространения статистической информации, развития взаимоотношений с пользователями для лучшей информированности общества.
Предложение и спрос на статистическую информацию Предложение ЦСО статистической продукции и услуг лучшего качества способствует: Улучшению использования статистической информации, Росту доверия к статистической информации, улучшению имиджа ЦСО, Увеличению эффективности ЦСО, его финансирования, позволяющее в свою очередь - Дальнейшему улучшению возможностей производства статистической продукции и услуг лучшего качества, лучшему удовлетворению спроса (потребностей) пользователей.
Основные направления улучшения взаимоотношений НБС с партнерами Улучшение доступа пользователей к имеющимся статистическим данным посредством совершенствования распространения статистической информации; Улучшение взаимопонимания, налаживание более тесных связей с партнерами; Развитие статистической системы в целом как основы для предоставления пользователям качественных статистических услуг.
Совершенствование распространения статистической информации Совершенствование статистических изданий; Совершенствование методов распространения статистической информации.
Совершенствование статистических изданий совершенствование содержания статистических изданий, увеличение их разнообразия, улучшение визуального представления данных.
Совершенствование методов распространения статистической информации Развитие электронных методов, в особенности WEB страницы НБС, превращение ее в основной источник удовлетворения возрастающих запросов пользователей; Внедрение форм представления информации на основе Геоинформационных систем (ГИС) ; Развитие распространения статистической информации посредством стандартных и индивидуальных услуг.
Улучшение взаимопонимания, налаживание более тесных связей с партнерами Организация встреч ( круглых столов, семинаров и т.д.) по проблемным вопросам статистики ; идентификация с этой целью целевых групп создание доверительных отношений,в частности со СМИ : - активным пользователем статинформации - ее распространителем широкой публике - важным фактором в формировании общественного мнения, а так же и (заслуженного) имиджа статистики.
Улучшение взаимопонимания, налаживание более тесных связей с партнерами продолжение Изучение запросов и мнения пользователей, проведение опросов ; Обучение пользователей и респондентов, содействие их лучшему пониманию статистики Участие НБС в различных выставках, книжных распродажах.
Общая основа для совершенствования взаимоотношений НБС с партнерами и в целом эффективности официальной статистики Обеспечение производства качественной статинформации достоверность актуальность сопоставимость точность Развитие информационных технологий Развитие маркетинговой деятельности НБС, Продвижение имиджа статистики
Общая основа для совершенствования взаимоотношений НБС с партнерами и, в целом эффективности официальной статистики Развитие информационных технологий - создание системы метаданных; - внедрение программ семейства РС AXIS; - создание централизованного банка данных (Data Ware Hоuse) с обеспечением санкционированного доступа пользователей; - внедрение технологии Интернета для электронного сбора данных от респондентов.
неудовлетворенный спрос Н Б С П О С Т АВ Щ И К И ИН- ФОР- МАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИПОЛЬЗОВАТЕЛИ нагрузка на респондента Улучшенные взаимоотношения между НБС, пользователями и поставщиками статинформации
Спасибо за внимание!