24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
2 Введение В 1907 году была создана Chemical Abstracts (CA) и сформирован первый справочник о 12 тысячах химических веществ. К концу 1956 года была создана Chemical Abstracts Service (CAS), которая стала регистрировать все химические вещества. В 1990 году было зарегистрировано 25 млн. химических веществ 2002 год - зарегистрировано 32 млн год – 52 млн год – 73 млн. В сутки корректируется и вводится информация о новых химических веществах. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
3 Общее количество информационных записей о химических веществах и смесях, зарегистрированных в CAS, превышает 4 млрд. Объемы обращения химических веществ с 1 млн. тонн в год в 1900 годы увеличились только в странах Евросоюза в 300 раз и составили в 2012 году более 300 млн. тонн. Общее число регулируемых химических веществ в Американской системе химической безопасности CHEMLIST ® (Regulated Chemicals Listing) составляет 297 тысяч. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
424/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
5 В России до 1992 года были синтезированы и исследованы до 5 тысяч химических веществ. В 1992 году был создан Федеральный регистр потенциально опасных химических веществ, и до 15 августа 2013 года было зарегистрировано 4 тысячи химических веществ. Информация о зарегистрированных химических веществах предоставляется по индивидуальным запросам на платной основе. Федеральные министерства и ведомства, ответственные за химическую безопасность, не имеют информации о перечнях и объемах обращения химических веществ на территориях Субъектов Федерации 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
6 В Санкт-Петербурге около 600 предприятий всех форм собственности и ведомственной принадлежности ежегодно используют в различных производственно-технологических процессах до 14 млн. тонн потенциально опасных химических веществ, и еще почти 60 млн. тонн таких веществ ежегодно транзитом провозится через город. Например, стивидорные компании, находящиеся на территории Морского порта «Большой порт Санкт- Петербург», за год осуществляют перегрузку (импорт, экспорт) не менее : тыс. тонн опасных грузов, содержащих АОХВ и ПОХВ (в соответствии с правилами перевозок, перевозимых в универсальных контейнерах, а также в контейнерах- цистернах) тыс. тонн нефтепртодуктов тыс.тонн минеральных удобрений (в т.ч. аммиачная селитра) 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
тыс. тонн руд. (в т.ч. содержащих тяжелые металлы). При завершении строительства порта в Бронке (на территории Санкт-Петербурга) соответственно возрастет и количество перевозимых опасных грузов через территорию города. С учетом расположения транспортных магистралей и таможенных терминалов на территории города (осуществляющих временное хранение грузов, завозимых морским, автомобильным и ж/д транспортом), транзитные перевозки через город грузов, перемещаемых из Финляндии и Эстонии по железной дороге и автомобильным транспортом, а также через порт «Усть-Луга» (КАД и ж/д пути находятся на территории города) общее количество перевозок в черте города опасных и других грузов, содержащих АОХВ и ПОХВ, может быть в несколько раз больше приведенных. ( Приведены данные ФГУ Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» за г., а также РТГИЦ «ТОКСИ» и Территориального отдела на транспорте управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу за г.) 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
8 Юридические основания для разработки закона «О химической безопасности Санкт-Петербурга» Конституция Российской Федерации от г. Статья 73 Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Статья 76 п.4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
9 Федеративный договор от «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга Российской Федерации» Статья III. 1.Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти РФ, к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти… городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются органами государственной власти … городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. (ст.ст.73 и 76 п.4). 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
10 В целях обеспечения защиты жителей Санкт-Петербурга от угроз химической этиологии, а также в связи с отсутствием в российском законодательстве нормативного разделения и закрепления сферы обеспечения химической безопасности населения как предмета ведения федеральных органов государственной власти и/или органов государственной власти субъектов РФ, на основании ст. 76 ч.4 и 6 Конституции РФ; ст.3 Федеративного договора от «О разделении предметов ведения и полномочий… между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга»; ст.12 пп. 14 Устава Санкт-Петербурга, предлагается Законом Санкт-Петербурга: 1. Установить обеспечение химической безопасности населения Санкт-Петербурга предметом ведения органов государственной власти Санкт-Петербурга; 2. Подпункт 14 Статьи 12 Устава Санкт-Петербурга «Предметы ведения Санкт-Петербурга» изложить в следующей редакции: 14) Обеспечение химической безопасности населения Санкт- Петербурга, а также другие вопросы, не отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и Санкт-Петербурга. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
11 Главной целью принятия Закона Санкт-Петербурга «О химической безопасности в Санкт-Петербурге» является создание условий для последовательного снижения до приемлемого уровня угроз химической этиологии на население и объекты окружающей среды города. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
12 Нормативное разделение предмета ведения и компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в обеспечении химической безопасности; В законе «О химической безопасности в Санкт- Петербурге» право ведения предмета «Обеспечение химической безопасности» и компетенция в этом вопросе должны быть разграничены между законодательными и исполнительными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
13 Нормативное закрепление механизмов обеспечения химической безопасности населения и территорий. В главах, раскрывающих полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области обеспечения химической безопасности, необходимо закрепить право принимать решение: - о введении информационного мониторинга оборота опасных и потенциально опасных химических веществ и продукции на территории Санкт-Петербурга; - о создании регионального мониторингового центра и электронного банка данных, характеризующих оборот ПОХВ и наличие потенциальных угроз химической этиологии на территории Санкт- Петербурга; - о регулировании оборота ПОХВ в Санкт-Петербурге на основе существующих технологических нормативов и данных информационного мониторинга оборота ПОХВ; - об учете ввоза на территорию города материалов и технологий, не соответствующих требованиям химической безопасности, в том числе международным…И т.д.. (См. экспертное заключение) 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
14 Участие общественных объединений в контроле обеспечения химической безопасности населения Санкт-Петербурга Оно обязано обеспечить тесное взаимодействие общественных объединений с государственными органами и международными организациями и создавать условия для эффективного решения проблемы обеспечения ХБ на территории Санкт- Петербурга. При этом право осуществлять контроль общественным объединениям предоставляется в рамках законодательства Российской Федерации, а также нормативных актов Санкт-Петербурга в области обеспечения химической безопасности. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
15 Требования к обеспечению химической безопасности Эта глава в новом законе Санкт-Петербурга должна включать в себя положения, отражающие необходимость: - проведения оценки состояния химической безопасности населения и объектов окружающей среды в городе; - прогнозирования возможных химических аварий и их масштаб; - определения уровня готовности медицинских организаций города к оказанию медицинской помощи пострадавшим в результате аварий. - планирования и осуществления мероприятий по обеспечению химической безопасности; - осуществления систематического производственного контроля химической обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом опасных химических веществ; И т.д. (См. экспертное заключение). 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
16 Обеспечение химической безопасности при производстве пищевых продуктов и питьевой воды Закон города «О химической безопасности в Санкт-Петербурге» должен отразить положения, при которых: - продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям обеспечения химической безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с федеральным законодательством; 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
17 Обеспечение защиты населения от угроз химической этиологии в сфере водоотведения. Данная статья закона с позиций обеспечения химической безопасности должна в установленном порядке закрепить на региональном уровне положения Федерального закона 416-ФЗ от «О водоснабжении и водоотведении». В т.ч. положение, в соответствии с которым абоненты (их объекты), работающие в режиме нормирования допустимых сбросов сточных вод, ежегодно будут предоставлять декларации о составе и свойствах сточных вод в орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством города на проведение информационного мониторинга оборота АОХВ и ПОХВ. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
18 Защита населения и персонала организаций в случае возникновения аварии химической этиологии. Обязанности юридических и физических лиц, занятых в обороте АОХВ и ПОХВ на территории Санкт- Петербурга: планировать и осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварии; планировать и осуществлять мероприятия по защите населения и персонала от химической аварии и её последствий; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий химических аварий; И т.д. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
19 Обязанности должностных лиц по обеспечению химической безопасности в случае аварии химической этиологии. - Обеспечение выполнения запланированных мероприятий по защите населения и персонала от химической аварии и ее последствий; - Информирование о чрезвычайной ситуации и аварии химической этиологии специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области химической безопасности, высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, а также органов местного самоуправления, населения территорий, на которых возможно воздействие или химическое заражение; - Локализация очага химического загрязнения и предотвращения распространения опасных химических веществ в объектах окружающей среды; - Принятие мер по нормализации химической обстановки на территории предприятия или организации после ликвидации аварии; и т.д..(См. экспертное заключение). 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",
20 Заключительными положениями Закона Санкт- Петербурга «О химической безопасности в Санкт- Петербурге» должны стать главы, разъясняющие ответственность за невыполнение или нарушение требований обеспечения химической безопасности на территории Санкт-Петербурга, а также момент вступления настоящего Закона в силу. 24/09/2013 МП РТГИЦ "ТОКСИ",