Мировоззрение человека Средневековья Средневековая модель мира
Средние века... Cтены рыцарских замков и громады готических соборов, крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры. Всё это своего рода декорации, на фоне которых действуют люди. Средневековая модель мира
Доблестью считалось повторение мыслей древних авторитетов, а высказывание новых идей осуждалось; плагиат не подвергался преследованию - оригинальность могла быть принята за ересь; истину в суде старались обнаружить посредством поединка сторон либо испытания раскаленным железом или кипятком; в бедности видели состояние более угодное богу, нежели богатство.
Средневековые картины мира удивительным образом сочетают в себе представления о единстве и раздвоенности мира, созданного и управляемого единым Богом, но расколотого на Небеса и Землю. Человек той эпохи настойчиво и порой мучительно ищет в здешних вещах символы, аллегории потустороннего, чудесного, но истинно реального. Поэтому в литературе и искусстве фантазия преобладает над наблюдением, общее – над частным, вечное – над временным. Средневековье стремилось перенести божественный, универсальный порядок на Землю.
Периодизация средневековой культуры раннее Средневековье – V-IX вв. зрелое или высокое (классическое) Средневековье – X- XIII вв. позднее Средневековье – XIV-XV вв. Средневековую литературу разделяют на клерикальную и светскую Клерикальная литература – церковная литература, имеющая целью наставить верующих на путь истинный. К клерикальной литературе относятся такие жанры, как -жития, - зерцала (содержавшие в себе сведения по какому-либо вопросу либо рассказы о добрых и дурных поступках), -видения (назидательная цель достигалась в результате того, что ясновидцу открывалась судьба грешных и праведных душ), -проповедь
На формирование средневековой литературы значительное влияние оказала литература античности. Средневековый человек ожидал от литературы морали, вне морали для него утрачивался весь смысл произведения. Литература средневековья основана на христианских идеалах и ценностях и стремится к эстетическому совершенству. Особенности средневековой литературы
Поэты и художники почти не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей. Индивидуализации они предпочитают типизацию, вместо проникновения в многообразие жизненных явлений исходят из непримиримой противоположности возвышенного и низменного, располагая на полюсах абсолютное добро и абсолютное зло "Саломея с головой Иоанна Крестителя" "Ritratto Di Donna Ebrea Con Gli" "Beatrice d'Este " 1510 "Женщина, играющая на лютне" 1520 "Портрет неизвестной" Бартоломео Венето Искусство
Леонардо да Винчи. Джоконда Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное… Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя… Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом. Леон Батиста Альберти ( )
Пьеро делла Франческа. Портрет герцога Федерико да Монтефельтро Человек измеряет землю и небо… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал… Человек может всё. Марсилио Фичино ( ).
Пинтуриккио. Портрет мальчика Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё то, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтёшь… О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремиться, и быть тем, чем он хочет. Пико Делла Мирандолла (1463 – 1494)
Интернет - ресурсы religijadoc/salomeya-i.jpg Woman_Playing_a_Lute3.jpg