Семинар-практикум для воспитателей «Виды речевых нарушений у детей» Подготовил: Учитель-логопед Некрылова О.А.
Основные формы и виды речевых нарушений Клинико- педагогическая классификация речевых нарушений. Нарушение устной речи Нарушение письменной речи Психолого – педагогическая классификация речевых нарушений
Нарушение устной речи Расстройство фонационного оформления Нарушение структурно- семантического оформления высказывания Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.(М.Е. Хватцев, Ф.А.Рау, О.В. Правдина и др.)
Расстройство фонационного оформления Афония, дисфония Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Ринолалия Дизартрия
Нарушение структурно- семантического оформления высказывания Алалия Афазия
Нарушение письменной речи ДислексияДисграфия Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина и др.)
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. (разработана Левиной Р.Е.) Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Общее недоразвитие речи (ОНР) Заикание
Основные причины патологии детской речи Различная внутриутробная патология Родовая травма и асфиксия во время родов Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга Наследственные факторы
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Литература: Основы логопедической работы с детьми. Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной- М. 2003г. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. - М. Профессиональное образование, 1993г.