Н. В. Гоголь Нос
История создания. Первые наброски повести "Нос" относятся к концу 1832 или началу 1833 г., а ее черновая редакция была закончена не позднее августа 1834 г. В 1835 г. Гоголь приступил к окончательной обработке повести, намереваясь поместить ее в "Московском наблюдателе" - журнале, который затевался в Москве друзьями Гоголя С. П. Шевыревым и М. П. Погодиным, и в котором Гоголь собирался принять активное участие. 18 марта 1835 г, он отправил рукопись в Москву. Однако "Нос" так и не появился в "Московском наблюдателе": по позднейшему свидетельству Белинского, Шевырев и Погодин отвергли повесть как "грязную, пошлую и тривиальную". Впервые ее напечатал Пушкин в 1836 г. в третьем номере "Современника"
В этом произведении Гоголь показывает себя гениальным художником абсурда. Итак, майор Ковалев - персонаж чрезвычайно самолюбивый, предпочитающий, чтобы к нему обращались по званию (ставя тем самым на первое место чиновничьи функции, а не человеческие качества), имеющий весьма далеко идущие планы стать губернатором в результате удачной женитьбы - однажды просыпается без носа. Впрочем, его ни капли не потрясает фантастичность происшедшего, гораздо больше майора волнует, как же в таком виде отправиться в должность.
Ладно бы что-нибудь незаметное, например, мизинец на ноге, а тут нос - прямо посреди лица! Ковалев отправляется в газету, чтобы дать объявление о пропаже столь ценной части тела, но там, ничуть не удивившись самому факту пропажи носа, отказываются принять заявку. Действительно, нельзя же публиковать в издании, целиком и полностью посвященном купле и продаже (в том числе людей) объявление о какой-то пропаже. И как бы ни была забавна вся эта ситуация, читателю становится грустно - в этом мире нет никакой духовной жизни...
И вдруг на улице майор сталкивается нос к носу... с собственным Носом. Нос его в солидном чине, он на улице садится в карету. Сцена потрясает воображение - Нос непредставим, и все происходящее - глобальная метафора призрачности мира. Ведь в человеке важнее всего душа, а когда мир становится бездуховным, материальные факторы не могут продолжать поддерживать цельность личности. Человек распадается на части, и в таких условиях это уже норма. Более того, Нос майора отправляется в Казанский собор, и там оказывается единственным молящимся, что стоит на грани кощунства, но и горького сарказма - людям церковь не нужна.
Как только Ковалев пытается объясниться с непостоянной частью тела, Нос заявляет, что их ничего не может связывать - они же служат в разных департаментах! И майору нечего возразить - чиновника-функцию действительно нечему больше объединять с другим подобным персонажем. А наутро нос вновь на своем месте - посреди Ковалевского лица. Майор несказанно рад, а вот читателя пробирает ужас - ведь неожиданно становится очевидным, что ничего в этом мире уже не зависит от человека, главенствующую роль может занять кто угодно, только бы не он сам... Да хотя бы нос.
Проблематика произведения. Проблема гоголевского смеха может быть правильно поставлена и решена только на основе изучения народной смеховой культуры. Даже при поверхностном чтении гоголевской прозы бросается в глаза обилие используемого писателем этнографического материала. Кажется очевидным, что без анализа фольклорных источников гоголевского текста, без соотнесения особенностей его сюжетов с «народно- праздничными формами на его родной почве» многие произведения писателя оказываются просто непонятными.
«Нос» в критике. Известный критик х годов Аполлон Григорьев назвал "Нос" "глубоким фантастическим" произведением, в котором "целая жизнь пустая, бесцельно формальная, (...) неугомонно движущаяся - встает перед вами с этим загулявшимся носом, - и, если вы ее знаете, эту жизнь,- а не знать вы ее не можете после всех тех подробностей, которые развертывает перед вами великий художник", то "миражная жизнь" вызывает в вас не только смех, но и леденящий душу ужас ".
Памятник гоголевскому «Носу».
Иллюстрации.
КОНЕЦ!!!