Возрастные психологические особенности младших школьников Бородавкина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры ППОСО ИРООО
Центральные новообразования младшего школьного возраста качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности рефлексия, анализ, внутренний план действий развитие нового познавательного отношения к действительности ориентация на группу сверстников
Сензитивный период для развития: мотивов учения, устойчивых познавательных интересов, продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться», способностей, навыков самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции, адекватной самооценки,
Сензитивный период для развития: критичности по отношению к себе и окружающим, социальных норм и нравственности, навыков общения со сверстниками и установления дружеских контактов.
Структура учебной деятельности мотивы учения, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценка
Мотивы, заложенные в учебной деятельности 1. мотивы, связанные с содержанием учения, 2.мотивы, связанные с процессом учения
Мотивы, лежащие вне учебной деятельности 1. широкие социальные мотивы - мотивы самоопределения, мотивы долга и ответственности 2. узколичные мотивы – мотивы благополучия, престижные мотивы 3. отрицательные мотивы
Мотивы учения младших школьников 41,1 % - широкие социальные мотивы, 65, 8 % - отметка 21,8% - учебно-познавательные мотивы М.В. Матюхина
К 3-4 классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности и снижается доля мотивов, связанных с процессом познавательной деятельности
Организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно- познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности
Внимание В 2 раза увеличивается объем внимания Повышается его устойчивость Развиваются навыки его переключения и распределения
Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам: - математика – объем внимания, - русский язык – точность распределения внимания, - чтение – устойчивость внимания
Успешность тренировки внимания определяется индивидуально-типологическими особенностями. Люди с сильной и подвижной н.с. имеют устойчивое, легко распределяемое внимание, а с инертной и слабой н.с. – неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.
При сочетании инертности и силы н.с. – устойчивость повышается, а переключение и распределение внимания достигают средней эффективности
НО!!! Решающая роль при организации любой деятельности принадлежит организованности внимания, т.е. навыку своевременного, адекватного применения свойств внимания в процессе выполнения различной деятельности (усилия по поддержке внимания и успешный самоконтроль)
Внимание – интериоризированное и автоматизированное действие контроля Гальперин П.Я. Концепция поэтапного формирования умственных действий – наиболее эффективный подход к формированию внимания
Память В процессе УД растет ее произвольность, Осваивают мнемические приемы запоминания
Младший школьный возраст сензитивен для становления произвольного запоминания, поэтому целенаправленная работа по овладению мнемической деятельности является наиболее эффективной
Мышление Переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Стадия конкретных операция (Ж. Пиаже)
Примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система. Петрунек В.П., Таран Л.Н., 1981 г. Поэтому целенаправленное развитие теоретического мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного
«Ум человека, у которого в детские годы не сформировалось должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, может получить впоследствии одностороннее развитие, приобрести чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер» Запорожец А.В., 1986, с.257
Поведение растет произвольность, осознанность поведения формируется саморегуляция поведения
Условия формирования способности самостоятельно управлять своим поведением Наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения Введение ограничительной цели Расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия Наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением
Общение Активное овладение навыками общения Завязывание дружбы Между 8-11 годами – друзья те, кто помогает, отзывается на просьбы и разделяет интересы. Важны доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность Возникает потребность занять определенное положение в группе сверстников