Синдром Дефицита Внимания или Гиперактивные дети. Лазарева Виктория Александровна Педагог – психолог МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа 15»
Словарь терминов: Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью – неврологическо – поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, повышенная двигательная активность и плохо управляемая импульсивность. Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Гиперактивность – это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома. Она может быть как естественным проявлением физиологических потребностей ребенка (особенно младшего возраста) к движению, наступать под влиянием конфликтных психотравмирующих ситуаций и дефектов воспитания, так и выявляться с первых лет или даже месяцев жизни. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дисграфия – нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи, также проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
СДВГ представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения. СДВГ в раза чаще встречается у лиц мужского пола. Относительное преобладание среди мальчиков объясняют рядом причин: влиянием генетических факторов, более высокой уязвимостью плодов мужского пола по отношению к различным воздействиям и др. СДВГ встречается у детей во всех социально – экономических группах. При этом ряд авторов отмечают, что несколько чаще СДВГ фиксируется в малообеспеченных слоях населения.
Причины СДВГ Генетические механизмы Органическое повреждение Психосоциаль ные факторы
Импульсивность Невнимательность Гиперактивность
Невнимательность Говоря о СДВГ, чаще всего имеют ввиду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. Также отмечается недостаток непрерывного внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (компьютерные игры, просмотр мультфильмов) они могут заниматься часами.
Гиперактивность Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются: «Кажется, что ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.
Импульсивность Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций). Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумываются о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Часто сочетается с агрессивным поведением.
Появление основных жалоб при СДВГ относятся к младшему школьному возрасту дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Данные проявления обуславливают школьную дезадптацию и низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Навыки чтения и письма ниже чем у сверстников. Наиболее часто говорят о дислексии и дисграфии.
В этом возрасте могут фиксироваться первые признаки расстройств социального поведения, могут появиться агрессивность, лживость, уничтожение имущества, воровство и другие серьезные нарушения правил.
У 53% детей с СДВГ наблюдаются признаки тревожных расстройств. Наиболее частыми отмечались «Школьные фобии». Дети жалуются на разнообразные страхи, испытывают трудности при общении с родителями, учителями, сверстниками. Эти затруднения могут привести к формированию заниженной самооценки, ощущению «собственной неполноценности»
Портрет ребенка с СДВГ Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях; Неспособность вслушиваться в обращенную к ним речь; Неспособность доводить выполняемую работу до конца; Неспособность организовать свою деятельность; Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости; Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий; (письменные принадлежности, книги и т.д.) Забывчивость в повседневной деятельности; Отвлекаемость на посторонние стимулы.
Гиперактивность и импульсивность Суетлив, не может сидеть спокойно; Вскакивает с места без разрешения; Бесцельно бегает, ерзает; Не может играть в тихие игры, отдыхать Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос; Не может дождаться своей очереди.
Поскольку СДВГ – медицинский диагноз, ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о его наличии или отсутствии.
Врач - невролог
Психолог может использовать следующие методы Игровая терапия
Песочная терапия
Арт - терапия
Музыкотерапия
Ребенок не виноват! Комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.
Рекомендации для родителей Также необходима согласованность в семье между ее членами. Безусловным фактором улучшения ситуации является создание позитивной модели отношений к ребенку.
Педагогу можно порекомендовать Индивидуализация обучения Проведение творческих работ; Введение элементов игры; Предоставлять самостоятельный выбор формы домашних заданий; Смена различных видов деятельности в течение урока