Главные и второстепенные члены предложения (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») Интегрированный урок русского языка и литературы
Цели урока: обобщить и привести в систему знания о членах предложения; закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения; отработать навык анализа художественного произведения; продолжить формирование навыков исследовательской работы; воспитывать уважительное отношение к русскому языку, обогащать словарный запас учащихся
Что такое сказка? Сказка – произведение устного народного творчества.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха добрая злая мягкая властная алчная жестокая ласковая жадная Старик честный коварный бескорыстный злой ласковый жадный добрый властный
Объяснить толкование слов: Алчный – 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. Страстно желающий чего-нибудь, стремящийся к чему-нибудь. Бескорыстный – чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.
Какой откуп пообещала дать за себя рыбка? Рыбка обещала дорогой откуп.
Спишите. Вставьте пропущенные слова- прилагательные, которые помогли бы создать образ разгневанного моря. Вот идёт он к (чёрному, синему)морю, Видит – на море(чёрная, грозная) буря: Так и вздулись (ласковые, сердитые) волны, Так и ходят, так воем и воют.
Проверь себя. Вот идёт он к синему морю, Видит – на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.
Выпишите словосочетания. Долго у моря ждал он ответа.
Что увидел старик, когда вернулся к старухе? На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.
Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру, раскрывающее смысл крылатого выражения «остаться у разбитого корыта» В двух простых предложениях подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.