1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения ФГОС НОО
Инновационность стандартов Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно-экономическая модель образования Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно-экономическая модель образования
3 Этапы разработки ФГОС Концептуальные и методологические основы Концептуальные и методологические основы Проекты нормативно- методического сопровождения стандартов Проекты нормативно- методического сопровождения стандартов Апробация в начальной школе Апробация в начальной школе Апробация в основной школе Апробация в основной школе Апробация в старшей школе Апробация в старшей школе 2006 год годы годы годы годы
4 Апробационные площадки Российская академия образования Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край
Новые подходы к определению стратегических целей стандартов Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 6 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Инновационность содержания стандартов Инновационность содержания стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Ориентация на развитие вариативности образования Ориентация на развитие вариативности образования Системно-деятельностный, компетентностный подход – основа определения требований к результатам образования Системно-деятельностный, компетентностный подход – основа определения требований к результатам образования Определение содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Определение содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Воспитание как важнейшая составн ая часть и личностный результат стандартов Воспитание как важнейшая составн ая часть и личностный результат стандартов С истема организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана. С истема организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана.
Стандарты второго поколения обеспечивают переход от «догоняющей» к «опережающей» модели образования
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
Основы ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: запросы семьи, общества, государства запросы семьи, общества, государства ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования СТРУКТУРА: три системы требований СТАТУС: нормативный документ непрямого действия ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ и СОСТАВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, обеспечивающих функционирование ФГОС ОСОБЕННОСТИ: конвенциональная норма ориентация на результат деятельностный подход КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС
Базисный учебный план Инвариантная часть Вариативная часть Внеучебная деятельность по направлениям (10 ч/нед) спортивно-оздоровительная художественно-эстетическая научно-познавательная военно-патриотическая общественно-полезная проектная
Фундаментальное ядро содержания общего образования 12 СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ деятельность по получению нового знания результат этой деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира И
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю
Ориентация на результат Индивидуальный, социальный, государственныйИндивидуальный, социальный, государственный заказ системе образования - обобщенный «портрет заказ системе образования - обобщенный «портретпортрет выпускника выпускника» начальной школы выпускника» начальной школы выпускника Конкретизация заказа для участников образователь- ного процесса:Конкретизация заказа для участников образователь- ного процесса: основные ожидаемые результаты – развитие личности учащихся, формирование «профессио- нального ученика»; основные ожидаемые результаты – развитие личности учащихся, формирование «профессио- нального ученика»; основные ожидаемые результаты основные ожидаемые результаты ведущие целевые установки изучения отдель- ных учебных предметов; ведущие целевые установки изучения отдель- ных учебных предметов; ведущие целевые установки ведущие целевые установки планируемые результаты освоения основной образовательной программы; планируемые результаты освоения основной образовательной программы; планируемые результаты планируемые результаты новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов
Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Система оценки: портфолио Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности
Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование опорной системы знаний, пред- метных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности коммуникативные и информационные умения коммуникативные и информационные умения умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций способность к контролю и самоконтролю способность к контролю и самоконтролю способность к творческому решению учебных и практических задач способность к творческому решению учебных и практических задач
К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки: - эффективности деятельности образовательных учреждений, - системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Программа формирования УУД Личностные Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка) самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные Регулятивные управление своей деятельностью управление своей деятельностью контроль и коррекция контроль и коррекция инициативность и самостоятельность инициативность и самостоятельность Познавательные Познавательные работа с информацией работа с информацией работа с учебными моделями работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций выполнение логических операций сравнения, сравнения, анализа, анализа, обобщения, обобщения, классификации, классификации, установления аналогий установления аналогий подведения под понятие подведения под понятие Коммуникативные Коммуникативные речевая деятельность речевая деятельность навыки сотрудничества навыки сотрудничества
Планируемые результаты Сквозные программы: Программа формирования универсальных учебных действий Чтение и работа с информацией Учебные программы: Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура
Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся Организация работы учащихся в группах и парах, в группах и парах, в мобильных группах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; организация проектной деятельности; Оценочная деятельность Оценочная деятельность
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
УРОВНЕВАЯДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ : открытое ( но контролируемое ) пространство информационных источников, инструменты « взрослой » информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом
Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.
Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели